Atoll PR300, Atoll AM200 и Atoll CD100. Предварительный усилитель, усилитель мощности и проигрыватель CD

Предварительный усилитель Atoll PR300
Усилитель мощности Atoll AM200
Проигрыватель компакт-дисков Atoll CD100

Нормандское трио

Французская аудиотехника пользуется стабильным спросом у любителей музыки по всему миру. В отличие от представителей более традиционной и общепринятой английской школы звука, “французы”, как правило, звучат более эмоционально и раскрепощенно, что и способствует росту их популярности. Компания Atoll Electronique, образованная в 1997 году, заработала хорошую репутацию в среде аудиофилов как фирма, создающая компоненты с высоким качеством воспроизведения музыки при небольшой стоимости изделий. Все компоненты построены на дискретных элементах. Сборка и настройка выполняются вручную на заводе во Франции. Затем каждый экземпляр проходит тестирование и 100 часовой прогрев. Наше сегодняшнее трио открывает серию новинок 2006 года от французской компании.

Atoll

Классика + hi-tech
Модель PR300 — это сплав классического подхода к построению предварительного усилителя с новыми инженерными решениями по управлению электронными устройствами. Первое, на что обращаешь внимание, — это отсутствие каких либо ручек на передней панели. Регулировка громкости и баланса выполнена в виде креста из кнопок, расположенных справа от информационного дисплея. Выбор входа осуществляется с помощью кнопок, находящихся в центральной части передней панели. Регулировки тембра и тонкомпенсация отсутствуют. На задней коммутационной панели имеются 6 линейных входов, организованных на позолоченных разъемах RCA. Вход bypass in дает возможность интегрирования усилителя в систему домашнего кинотеатра (например, на базе процессора Atoll PR5.1). На этом входе сигнал не подвергается предварительному усилению и в неизменном виде подается на выход предусилителя. Две пары выходов (Preout 1 и Preout 2) позволяют организовать систему по схеме bi amping, подключив два стереоусилителя мощности. С пульта ДУ возможна регулировка громкости, выбор входа и перевод усилителя в режим Standby. Помимо усилителя пульт управляет CD проигрывателем и AM/FM тюнером фирмы. Конструкция и схема аппарата отличаются продуманностью и аккуратностью сборки. Блок питания, состоящий из большого тороидального трансформатора и расположенных в непосредственной близости к нему 8 конденсаторов суммарной емкостью 62000 мкФ, занимает почти треть объема корпуса. Звуковые цепи выполнены на специально подобранных элементах, которые работают в режиме усиления класса А. Вся элементная база в компонентах Atoll — французского производства. Это облегчает контроль на всех стадиях изготовления, и, по мнению компании, это экономически выгоднее, чем покупать комплектующие в других странах.

Демонстрация силы
Усилитель мощности AM200 по дизайну и габаритам схож с PR300. Он предельно строг и аскетичен. На передней панели есть лишь зеленый светодиод, выполняющий функцию индикатора питания. Включение аппарата осуществляется только с задней панели. Таким образом фирма рекомендует выключать усилитель только в случае длительного бездействия. Топология схемы организована по принципу “двойное моно”: четыре пары полевых транзисторов (две на канал) расположены по краям задней панели.

Выходные мощные клеммы так же разнесены по краям усилителя и находятся в непосредственной близости к выходным каскадам. Два тороидальных трансформатора и “батарея” из восьми конденсаторов общей емкостью 62000 мкФ расположены по центру.

А зачем все это?
Двухблочная конструкция усилителей всегда являлась прерогативой аппаратуры “небюджетного” уровня. Но в конкретном случае — является ли данное решение технически обоснованным или это всего лишь маркетинговый ход для выуживания у покупателя дополнительных денег за отдельные корпуса и другие узлы? Никто не будет спорить, что при решении вопроса о “раздвоении” hi fi компонента маркетинговые соображения играют далеко не последнюю роль. В случае не слишком большой разницы в стоимости двухблочная аппаратура покупается гораздо охотнее, чем одноблочная. Но основной причиной “деления на два” усилителей низкой частоты является техническая целесообразность размещения в разных корпусах малосигнальных и сильноточных цепей для исключения их взаимного влияния. Другим фактором является тепловой режим: мощные оконечные каскады во время работы имеют свойство сильно нагреваться (особенно при работе в классе А), что негативно сказывается на предварительных каскадах. Следствием этого является возрастание шумов и снижение стабильности работы. И наконец, раздельные источники питания со своими отдельными силовыми трансформаторами практически полностью исключают появление взаимных помех между усилителем мощности и предварительным усилителем по цепи питания. И если вернуться к нашей французской паре, то вот что мы имеем в итоге: предварительный усилитель, работающий в классе А, усилитель мощности, собранный по схеме “двойное моно” и работающий на полевых транзисторах, который выдает мощность 120 Вт на канал при нагрузке 8 Ом.
Блок питания этого “двухблочника” заслуживает отдельного упоминания: три тороидальных трансформатора суммарной мощностью 990 ВА и общей емкостью конденсаторов 128000 мкФ. Интегральный усилитель с подобными характеристиками найти сегодня будет проблематично, особенно в рамках рассматриваемого бюджета.

В качестве источника
Третья по счету версия проигрывателя CD100 оказалась более революционной, чем это может показаться на первый взгляд. Изменения не коснулись только аналоговой части, звуковые цепи устройства выполнены на прецизионных элементах и работают в режиме класса А. В блоке питания установлен тороидальный трансформатор на 175 ВА. Основным нововведением является мультибитный цифроаналоговый преобразователь от Burr Brown (в предыдущих версиях ставился однобитный MASH, использовавшийся в бюджетных CD проигрывателях Technics). Новый транспорт Philips 1202 заменил морально устаревший Philips 1201/03. Пульт дистанционного управления стал изящней. Благодаря его эргономическим свойствам от управления устройством остается приятное впечатление. В смысле коммутационных возможностей проигрыватель имеет стандартную оснащенность. Одна пара позолоченных выходов RCA и коаксиальный цифровой S/PDIF. Все три аппарата снабжены съемными сетевыми шнурами.

Прослушивание
В качестве контрольных АС были выбраны английские Epos M22. Уже с первых минут прослушивания возникло ощущение наполненности звуком всего помещения, что характерно для ламповой техники. Звучание классической музыки отличалось эффектностью, тональной чистотой и сбалансированностью, а также хорошей локализацией. Воспроизведение рок-музыки было очень динамичным, собранность и великолепное чувство ритма прекрасно передавали настроение как рок-коллективов 70–80-х годов, так и современных прогрессивных команд. Звучание джазовых композиций отличалось утонченностью и высокой степенью локализации звуковых образов. Общая звуковая картина балансировала между академичностью и музыкальностью. Очерченность звуковой сцены позволяет безошибочно определить местоположение виртуальных источников. Звук при своей высокой детальности не казался ярким или утомительным, скорее наоборот — музыка воспринималась легко, вызывая, в первую очередь, эмоциональные переживания и не перегружая слушателя лишним количеством деталей, столь любимых “истинными” аудиофилами. Мощностные характеристики усилителя вкупе с высокой чувствительностью АС позволяют озвучить даже очень просторное помещение. С повышением уровня громкости звучание не становится жестким, динамика и тембр если и изменяются, то без явных аномалий.

Контрольный тракт
Акустические системы Ероs M22;
кабели межблочные Audio Note Lexus;
кабели акустические Audio Note Lexus LX;
стойка для аппаратуры Music Tools Isostatic Grand.

Вывод
Для комплекта Atoll характерны музыкальность и выраженная «аналоговость» звучания. Основными приемуществами двухблочного усилителя PR300/ AM200 по сравнению с интегральными устройствами фирмы можно назвать просторную и артикулированную звуковую сцену, высокую динамику и рельефность нижнего звукового диапазона. СD проигрыватель не изобилует количеством функций, но имеет достаточно уверенный и соответствующий цене звук. Недостатком аппаратов может показаться своеобразный внешний вид и пульт ДУ усилителя времен первых советских транзисторных телевизоров.

Atoll Atoll
Atoll Atoll

Автор: Дмитрий Канашвили
Источник: АудиоМагазин