Atoll CD100, Atoll IN100. Проигрыватель CD и интегральный усилитель

Проигрыватель Atoll CD100
интегральный усилитель Atoll IN100

В поле нашего пристального внимания оказались два внешне симпатичных ящика с интригующим именем “Атолл”. В сознании сразу всплыло устойчивое словосочетание “атолл Муруроа” — так называется место в южной части Тихого океана, выбранное французским правительством для испытания ядерных боезарядов. Интересно, с чем мы столкнемся на этот раз — неужели с необузданной взрывной мощью?

Немного истории
Фирма Atoll Electronique относительно молода (она основана в середине 1997 года), и потому нашим любителям музыкального звуковоспроизведения практически не известна. Основная концепция развития компании выбрана настолько удачно, что первые плоды деятельности нового бренда были с воодушевлением встречены французской аудиофильской прессой. Ничего нового французы на этот раз не изобрели: каждый компонент Atoll проектировался и производился с целью повысить качество звучания при сохранении относительно невысокой стоимости изделия.
Речь идет о приборах, которые не только разрабатываются, но и собираются исключительно во Франции. Отсюда и цена, немного выходящая за рамки “бюджетной” ниши — в нашем понимании этого определения. Однако для
французского рынка это едва ли может стать хоть сколько-нибудь заметным останавливающим фактором, ведь жители этой страны славятся как потрясающим патриотизмом, так и многовековым соперничеством со своими соседями-британцами — сочетание, дающее полный карт-бланш собственным производителям аппаратуры класса hi fi.

Atoll
Atoll

Исследуем на взгляд и на ощупь
Что бы ни говорили угрюмые британские аудиомонахи, даже в самой непритязательной студенческой или пролетарской комнате ящики, воспроизводящие музыку, неминуемо становятся “центром мироздания”. Жизнь кажется совсем убогой, если источник божественных мелодий, гармоний и ритмов внешне неказист или даже отвратителен. Однако аппараты Atoll Electronique в этом смысле упрекнуть не за что. Органы управления у проигрывателя Atoll CD100 и интегрального усилителя Atoll IN100 подчеркнуто минималистичны. В нашем распоряжении оказались приборы с темными панелями и “золотыми” надписями (отделка похожа на анодированный алюминий), но выпускается также вариант обоих аппаратов с “серебряной” отделкой. Задние (коммутационные) стенки устройств выглядят тоже довольно минималистично. Проигрыватель обладает только позолоченными RCA-разъемами линейного аналогового и коаксиального цифрового выходов. Усилитель с этой стороны несколько богаче: пять пар входных гнезд и три пары выходных (на запись магнитофона и два выхода предварительного усилителя), не считая главного — четырех массивных клемм для подключения громкоговорителей. Кабели сетевого питания у проигрывателя и усилителя съемные, стандартные, но разные: попробуйте найти для апгрейда шнур питания CD (как у Technics!) с восьмеркообразным разъемом! Дисплей Atoll CD100 вполне информативен, а полноценный пульт ДУ (34 кнопки с прямым выбором треков и массой дополнительных функций) прилагается. Дистанционное управление усилителем, как и возможность непосредственного подключения проигрывателя виниловых дисков, разработчиками не предусмотрено.

Немного анатомии
Если снять крышку Atoll CD100, то неопытного следопыта может посетить стойкое ощущение, что где-то мы уже видели множество подобных транспортов. И действительно, только самые мощные и “упертые” компании могут позволить себе разрабатывать и производить собственные считывающие механизмы. Одна из них — Philips — была не только в числе “родителей” стандарта CD, но и первым концерном, убедившимся в выгоде массовых продаж как готовых изделий, так и “кирпичиков” для их построения. Высокая надежность в сочетании с неплохим тюнинговым потенциалом сделала CD-механизмы прославленного европейского бренда своеобразной отправной точкой для большинства искателей цифровой аудиоправды.
В данном случае французы использовали достаточно свежую модель — Philips VAM 1201/03. Отсюда, к слову, и не “по-хайэндовски” богатые возможности управления транспортом, включающие регулировку ослабления громкости, поиск пика и повтор фрагмента (A-B). Такой же транспорт применяется во многих японских аппаратах, стоимость которых весьма невысока, например в Technics 490/590. Однако этим сходство со столь простыми конструкциями и исчерпывается. Чтобы убедиться в этом, достаточно беглого взгляда на мощный тороидальный трансформатор и внушительную батарею небольших конденсаторов в блоке питания общей емкостью не менее 10000 микрофарад. Такой “источник силы” в сочетании с массивным антирезонансным корпусом делает вес проигрывателя равным семи (!) килограммам, что не может не сказаться на качестве звучания. Однако на характер звучания Atoll CD100, естественно, влияет не только трансформатор, но и собственно звуковые цепи устройства. Они выполнены на подобранных прецизионных элементах, которые подключены по симметричной схеме и работают в режиме усиления пресловутого класса А. Внутренний монтаж и разводка осуществлены с европейской тщательностью и демонстрируют, что на сборочном конвейере фирмы Atoll Electronique достигнута высочайшая культура производства.
Естественно, тех же эпитетов вполне заслуживает и увиденное нами под верхней крышкой интегрального усилителя Atoll IN100. Два мощных тороидальных трансформатора и крупные электролитические конденсаторы общей емкостью 30000 микрофарад заставляют поверить в способность усилителя выдать в акустические системы полноценные 2 х 100 Вт, заявленные производителем. Остальная конструкция продолжает концепцию симметричного усиления и дизайна “двойное моно”. Немного необычной мне показалась компоновка усилительных элементов. Уже привычно видеть, что мощные радиаторы размещены у боковых граней стандартного прямоугольного корпуса, а силовые трансформаторы занимают середину всей конструкции. Инженеры фирмы Atoll Electronique поместили выходные транзисторы вместе с поглотителями тепла в центральной части корпуса, отделив ими два роскошных тороида (слева, если смотреть на лицевую панель) от собственно усилительной схемы (справа). Такая компоновка позволила максимально приблизить разъемы и органы управления к соответствующим им частям схемы. Для нормального охлаждения конструкторам потребовалось перфорировать верхнюю крышку устройства, которая, кстати, за несколько часов нашего прослушивания нагрелась весьма заметно. Но это, конечно же, не помешало нам продолжить тестирование.

Межблочный кабель — в студию!
В качестве партнера в нашем прослушивании принимала участие пара межблочных проводов от G&BL. Этот шаг явился попыткой найти комплексное бюджетное решение для недорогих компонентов Atoll и увидеть их в одной связке. Внешне эти кабели ничем особенным не отличаются от сотен подобных изделий: длина около метра, обычная общая толщина, массивные коннекторы RCA с затягивающимися цангами “нулевого” контакта. Разумеется, по тому, как выглядит кабель, сказать что-то определенное о его качестве практически невозможно, ибо все секреты его работы скрыты внутри: материалы проводника и экрана, конструкция изолятора, способы пайки соединений — все это способно оказать существенное влияние на результат…
Для того чтобы оценить “прозрачность” аппаратов от Atoll Electro nique и качество самого кабеля, мы запаслись еще несколькими различными моделями “связующих”, в том числе и ставшим привычным Audio Note Lexus 42.

“Спой, птичка. Не стыдись!”
Альбом группы Yes, названный без затей каталожным номером “90125”, является, пожалуй, последней насквозь аналоговой работой этого прославленного коллектива. Не очень удачный (но честный!) мастеринг первого издания CD безжалостно проверяет любую аудиосистему на “историческую совместимость”. Первая же композиция этого суперхитового альбома выявила нейтральность тонального баланса и хорошую передачу комплектом Atoll/G&BL макродинамики. Бережная проработка среднечастотного спектра позволила полноценно воспроизвести практически все тембровые особенности непростого для звукозаписи голоса Джона Андерсона. Благодаря общему высокому разрешению комплекта до слушателей оказались донесены особенности этого музыкального материала: хорошо прослушивались многочисленные подпевки, унисонные партии инструментов, дабл-треки и реверберационные изыски создателей фонограммы…
Хорошее стереофоническое разрешение проявилось при прослушивании эклектичной работы бывшего лидера Pink Floyd Роджера Уотерса — “Radio K.A.O.S.”, подготовленной одновременно для издания и на LP, и на CD в уже далеком 1987 году. Особенностью этой работы стал характерный цифровой саунд, который типичен для большинства рок-записей, выпущенных в середине 1980-х. В интерпретации аппаратуры Atoll/G&BL диск предстал перед нами настолько музыкальным, насколько это вообще возможно, что бесспорно позволяет высоко оценить музыкальные способности комплекта.
Начало компакт-диска — вступление “Radio Waves” — как распускающийся цветок. Задумка продюсера воплощена через постепенное увеличение количества звуков, максимально широко расположенных в пространстве. В первом куплете следующей композиции неплохо прослушивается легкий “делэй” на основном вокале. Далее в отличную картинку складываются главные динамические события произведения: многочисленные ударные и гитарные риффы…
Недостатки звучания? Они тоже есть. Было бы наивно полагать, что в рамках столь невысокого бюджета можно найти дорогу в аудиофильский рай. Нет, дорогие любители децибелов и килогерц, таких чудес на свете не бывает и быть не может! Комплект Atoll/G&BL очень прилично воспроизводит музыку, скажем так, камерного характера. Но если в фонограмме заложено действие глобального масштаба (например, симфоническое fortissimo), пресловутая “звуковая сцена” тут же демонстрирует свои истинные, весьма ограниченные размеры. Замена межблочного кабеля позволяет и частично решить эту проблему, и повысить разрешение компонентов Atoll за счет проявления “сустейнов” и послезвучий в самых мелких деталях музыкальной картины. С Lexus 42 от Audio Note очень прилично прозвучала насыщенная симфонизмом финальная композиция “High Hopes” с последнего студийного диска Pink Floyd — “The Division Bell”, которую можно считать своеобразным водоразделом между “современным” и “серьезным” музыкальным искусством…

Контрольный тракт
Межблочные несимметричные кабели G&BL HSAQ08 №5564, AudioNote Lexus 42;
акустические системы ProAc Response 2.5;
кабели к акустическим системам AudioQuest Granite;
стойка под аппаратуру Sonus Systems Elite 1350.

Вывод
Наши горячие рекомендации самому широкому кругу меломанов. Разумеется, существуют “ящики” с гораздо более внушительными характеристиками и более ярким звучанием. Оставьте их аудиофилам — очень часто такие аппараты “играют” любую музыку одинаково хорошо. Ключевое слово здесь “одинаково”. Это когда невозможно отличить Аквариум от Pink Floyd, а Николая Баскова от Питера Габриэля; когда все звучит настолько монотонно, что пропадает само желание слушать музыку… Комплект Atoll/G&BL подобной близорукостью не страдает, и все, что он воспроизводит, выглядит как цепь художественных событий! В конце концов, более 90% всей музыки не попадает под определение масштабно-симфонической: камерная классика, джаз, рок, шансон и бардовская песня в исполнении проигрывателя Atoll CD100 и интегрального усилителя Atoll IN100 будут радовать истинного любителя музыки долгие годы. Виват!

Atoll
Atoll

Автор: Вадим Сергеев
Источник: АудиоМагазин