Акустические системы Elac FS 197 — Немецкая сцена

Еще один индивидуальный тест компактной акустики в этом номере журнала связан уже не с Францией, а с Германией, но тоже касается бренда, отнюдь не чуждого инновациям. По ранжиру Elac FS 197 и не самые младшие, и не принадлежат к категории «выше среднего» — в обширном каталоге фирмы они занимают промежуточное положение, ближе к бюджетному сектору.

Что касается самой компании Elac, то она имеет очень солидный возраст и историю длиной почти в 90 лет, хотя собственно акустическими системами занимается с 1981 года. У нее довольно много патентов на различные разработки, в частности на всенаправленный твитер 4Pi (название связано с физическим понятием излучения под 360 градусов, т. е. с охватом полной сферы).

Интересно, однако, что неизменно присутствующий во всех современных моделях этой марки среднего и старшего уровня (начиная с линейки FS 180) ленточный излучатель JET не является оригинальным изобретением Elac. В 1993 году она купила права на него у одной разорившейся немецкой фирмы и с тех пор много занималась усовершенствованием конструкции. Актуальная версия излучателя с индексом III была реализована десять лет назад. Одновременно с ленточными твитерами в акустике компании появились конусные динамики — среднечастотники и мидвуферы — с диффузорами из слоев тонкой алюминиевой фольги, перемежающихся демпфирующими вставками из целлюлозы, спрессованными вместе. С тех пор эти сэндвичи тоже превратились в непременный элемент акустических систем Elac. Магниты для динамиков компания производит самостоятельно. Головное предприятие находится в немецком городе Киль, и работают на нем более шестидесяти сотрудников.

Как уже говорилось, ленточные излучатели, являющиеся важной составляющей звуковой концепции Elac, устанавливаются в акустические системы начиная с некоторого ценового уровня, а именно — соответствующего 180-й серии. Стоящая на одну ступень выше линейка 190 и ее конкретный представитель — небольшие напольные колонки с индексом 197 — отличаются гладкой поверхностью мидвуферов, без характерной прессовки в виде алмаза, и черной анодированной поверхностью. Качественно и аккуратно изготовленные корпуса из MDF покрыты белым матовым лаком и отделены от подиумов четырьмя металлическими ножками, а сами подставки оснащены шипами. В образовавшийся проем с нижней стороны корпуса выведен крупный овальный порт фазоинвертора.

Упоминавшиеся ножки в поперечном разрезе имеют сечение, отличное от стандартного квадрата или прямоугольника: по внутренней части, обращенной к «фазику», они образуют плавно расходящиеся поверхности, имитирующие раскрыв рупора, — как я понимаю, для дополнительного формирования потока воздуха, выходящего из вытянутого порта фазоинвертора. На задней стенке АС смонтирована коммутационная панель с двумя парами клемм для бивайринга; накидные шайбы на них не рекомендуется сильно перетягивать — не исключено их повреждение. Перемычки сделаны из металлических полос в прозрачной изоляции. На фасаде для всех динамиков устроены обрамления из алюминия, окрашенного в черный цвет. Ленточный твитер защищен алюминиевой решеткой. Диффузоры двух мидвуферов, включенных по схеме в 2,5 полосы, представляют собой цельные вогнутые мембраны без защитных колпачков, крепящиеся к корзинам на нешироких резиновых подвесах.

Производитель анонсирует использование простых разделительных фильтров низших порядков. Корпуса не слишком тяжелые, и их нетрудно переставить в одиночку; впрочем, увеличению их жесткости способствуют внутренние стяжки. Украшением матового кабинета служат блестящий круглый ободок вокруг твитера, логотип фирмы внизу да изогнутые ножки. В целом колонки производят впечатление незатейливых, но аккуратно сделанных и ладных, выглядят достаточно пропорционально, несмотря на узкие передние панели, и не вызывают ощущения субтильности. В комплект входят две пары разных по типу грилей — жестких ячеистых металлических, окрашенных в белый цвет в тон корпусам, и стандартных матерчатых, на рамке, обтянутой светло-серой тканью. Они закрывают только область динамиков.

Интересно, что в спецификации на акустику и сзади на коммутационной панели самих громкоговорителей указан номинальный импеданс 4 Ом с минимумом в 3,4 Ом. По нашим же измерениям (см. технический комментарий) средняя величина импеданса получилась порядка 6 Ом, и целый ряд компаний не преминул бы привести именно это или даже более высокое значение сопротивления как номинальное — для пущей красоты. Таким образом, в Elac сделали спецификацию с запасом. Впрочем, при прослушивании с нашим тестовым усилителем эти колонки не показались ни особенно, ни даже умеренно сложными по нагрузке.

Как уже говорилось, ленточные излучатели, являющиеся важной составляющей звуковой концепции Elac, устанавливаются в акустические системы начиная с некоторого ценового уровня, а именно — соответствующего 180-й серии. Стоящая на одну ступень выше линейка 190 и ее конкретный представитель — небольшие напольные колонки с индексом 197 — отличаются гладкой поверхностью мидвуферов, без характерной прессовки в виде алмаза, и черной анодированной поверхностью. Качественно и аккуратно изготовленные корпуса из MDF покрыты белым матовым лаком и отделены от подиумов четырьмя металлическими ножками, а сами подставки оснащены шипами. В образовавшийся проем с нижней стороны корпуса выведен крупный овальный порт фазоинвертора.

Упоминавшиеся ножки в поперечном разрезе имеют сечение, отличное от стандартного квадрата или прямоугольника: по внутренней части, обращенной к «фазику», они образуют плавно расходящиеся поверхности, имитирующие раскрыв рупора, — как я понимаю, для дополнительного формирования потока воздуха, выходящего из вытянутого порта фазоинвертора. На задней стенке АС смонтирована коммутационная панель с двумя парами клемм для бивайринга; накидные шайбы на них не рекомендуется сильно перетягивать — не исключено их повреждение. Перемычки сделаны из металлических полос в прозрачной изоляции. На фасаде для всех динамиков устроены обрамления из алюминия, окрашенного в черный цвет. Ленточный твитер защищен алюминиевой решеткой. Диффузоры двух мидвуферов, включенных по схеме в 2,5 полосы, представляют собой цельные вогнутые мембраны без защитных колпачков, крепящиеся к корзинам на нешироких резиновых подвесах. Производитель анонсирует использование простых разделительных фильтров низших порядков.

Корпуса не слишком тяжелые, и их нетрудно переставить в одиночку; впрочем, увеличению их жесткости способствуют внутренние стяжки. Украшением матового кабинета служат блестящий круглый ободок вокруг твитера, логотип фирмы внизу да изогнутые ножки. В целом колонки производят впечатление незатейливых, но аккуратно сделанных и ладных, выглядят достаточно пропорционально, несмотря на узкие передние панели, и не вызывают ощущения субтильности. В комплект входят две пары разных по типу грилей — жестких ячеистых металлических, окрашенных в белый цвет в тон корпусам, и стандартных матерчатых, на рамке, обтянутой светло-серой тканью. Они закрывают только область динамиков. Интересно, что в спецификации на акустику и сзади на коммутационной панели самих громкоговорителей указан номинальный импеданс 4 Ом с минимумом в 3,4 Ом.

По нашим же измерениям (см. технический комментарий) средняя величина импеданса получилась порядка 6 Ом, и целый ряд компаний не преминул бы привести именно это или даже более высокое значение сопротивления как номинальное — для пущей красоты. Таким образом, в Elac сделали спецификацию с запасом. Впрочем, при прослушивании с нашим тестовым усилителем эти колонки не показались ни особенно, ни даже умеренно сложными по нагрузке.

Как уже говорилось, ленточные излучатели, являющиеся важной составляющей звуковой концепции Elac, устанавливаются в акустические системы начиная с некоторого ценового уровня, а именно — соответствующего 180-й серии. Стоящая на одну ступень выше линейка 190 и ее конкретный представитель — небольшие напольные колонки с индексом 197 — отличаются гладкой поверхностью мидвуферов, без характерной прессовки в виде алмаза, и черной анодированной поверхностью. Качественно и аккуратно изготовленные корпуса из MDF покрыты белым матовым лаком и отделены от подиумов четырьмя металлическими ножками, а сами подставки оснащены шипами. В образовавшийся проем с нижней стороны корпуса выведен крупный овальный порт фазоинвертора. Упоминавшиеся ножки в поперечном разрезе имеют сечение, отличное от стандартного квадрата или прямоугольника: по внутренней части, обращенной к «фазику», они образуют плавно расходящиеся поверхности, имитирующие раскрыв рупора, — как я понимаю, для дополнительного формирования потока воздуха, выходящего из вытянутого порта фазоинвертора.

На задней стенке АС смонтирована коммутационная панель с двумя парами клемм для бивайринга; накидные шайбы на них не рекомендуется сильно перетягивать — не исключено их повреждение. Перемычки сделаны из металлических полос в прозрачной изоляции. На фасаде для всех динамиков устроены обрамления из алюминия, окрашенного в черный цвет. Ленточный твитер защищен алюминиевой решеткой. Диффузоры двух мидвуферов, включенных по схеме в 2,5 полосы, представляют собой цельные вогнутые мембраны без защитных колпачков, крепящиеся к корзинам на нешироких резиновых подвесах. Производитель анонсирует использование простых разделительных фильтров низших порядков. Корпуса не слишком тяжелые, и их нетрудно переставить в одиночку; впрочем, увеличению их жесткости способствуют внутренние стяжки. Украшением матового кабинета служат блестящий круглый ободок вокруг твитера, логотип фирмы внизу да изогнутые ножки. В целом колонки производят впечатление незатейливых, но аккуратно сделанных и ладных, выглядят достаточно пропорционально, несмотря на узкие передние панели, и не вызывают ощущения субтильности.

В комплект входят две пары разных по типу грилей — жестких ячеистых металлических, окрашенных в белый цвет в тон корпусам, и стандартных матерчатых, на рамке, обтянутой светло-серой тканью. Они закрывают только область динамиков. Интересно, что в спецификации на акустику и сзади на коммутационной панели самих громкоговорителей указан номинальный импеданс 4 Ом с минимумом в 3,4 Ом. По нашим же измерениям (см. технический комментарий) средняя величина импеданса получилась порядка 6 Ом, и целый ряд компаний не преминул бы привести именно это или даже более высокое значение сопротивления как номинальное — для пущей красоты. Таким образом, в Elac сделали спецификацию с запасом. Впрочем, при прослушивании с нашим тестовым усилителем эти колонки не показались ни особенно, ни даже умеренно сложными по нагрузке.

Импеданс акустических систем Elac FS 197 стабилен в широкой полосе частот. Среднее значение модуля сопротивления составляет 6,4 Ом, минимум не опускается ниже 3,6 Ом. Такой результат вкупе с малым отклонением электрической фазы не вызовет сложностей при подборе усилителя. Настройка АС достойна похвалы, график амплитудно-частотной характеристики демонстрирует высокую стабильность в рабочей полосе низких и во всем диапазоне средних частот. Неравномерность на СЧ не превышает ±0,9 дБ. Досадный провал в районе 4 кГц наблюдается только в случае нахождения микрофона на оси излучения твитера, при смещении с этой оси характеристика практически выравнивается. Нижняя граничная частота с учетом величины искажений может быть оценена в районе 50 Гц. Акустика не привносит заметных нелинейных искажений во всей рабочей полосе частот на малых и средних уровнях сигнала. Среднее значение КНИ при звуковом давлении 88 дБ равно 0,30%. С увеличением уровня до 94 дБ обнаруживаются проблемные участки.

Паспортные данные:

Тип – напольные акустические системы | Название – Elac FS 197 | Частотная характеристика, Гц – 36—50 000 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 2,5 (НЧ/СЧ – 2 х 14 см, сэндвичи из алюминиевой фольги с целлюлозой, ВЧ – ленточный излучатель JET III; частоты раздела 700, 2700 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4 (минимум 3,4) | Чувствительность, дБ – 88,5 | Габариты одной колонки, см – 97,5 x 21 x 29 | Масса одной колонки, кг – 15

Результаты инструментальной экспертизы:

Чувствительность, дБ (1 Вт / 1 м): 87
Неравномерность в полосе 160—1200 Гц, ±, дБ: 0,9
Неравномерность в полосе 1200—10 000 Гц, ±, дБ: 1,9
Средний КНИ в полосе 100 Гц — 10 кГц (88 дБ / 1 м), %: 0,3
Значение КНИ на 1 кГц, %: 0,67
Максимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц): 18,2 (80)
Минимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц): 3,6 (200)
Среднее входное сопротивление, Ом: 6,4
Нижняя граничная частота (–3 / –6 / –10 дБ), Гц: 56 / 48 / 39

+ ровное спокойное звучание, отсутствие выраженных патологий, отличное выстраивание сцены и эффектов в стиле «звук вокруг»

— некоторая жанровая избирательность, сглаженность подачи

Вывод:

Elac FS 197 словно специально созданы для воспроизведения объемных амбиентных треков, записей со специальными пространственными эффектами, а также для эффективной работы в многоканальном домашнем кинотеатре. И они совершенно нетребовательны к расстановке и к окружению.

Мария Савина