ELAC FS 509 VX-JET — Кильский подход

Город Киль, столица земли Шлезвиг-Гольштейн, находится на самом севере Германии, неподалеку от датской границы. В течение всего времени существования Киля его развитие определяло Балтийское море, даже очертания этого старинного ганзейского города как бы «размазаны» вдоль побережья. В Киле стоял прусский, а позднее — общегерманский флот, в Киле берет свое начало канал между Балтийским и Северным морями, даже шпроты придумали именно в Киле! В коммуне Лабё, что в нескольких километрах от центра города, находится известный в Германии мемориал в честь погибших немецких моряков. На мемориале — смотровая площадка, а перед мемориалом стоит настоящая подводная лодка U-995. И еще один любопытный факт: 1 сентября 1926 г. в Киле было основано ООО Electroacustic, специализацией которого стало гидролокационное оборудование.

Очевидно, что первоначальная профильная деятельность этой компании завершилась вместе с окончанием Второй мировой войны. Число сотрудников сократилось на 95%, а в качестве основной продукции теперь фигурировали швейные машинки и автозапчасти. Тем не менее, имело место даже ОЕМ-производство, а именно — радиоприемники под маркой Siemens. Фактически они стали первым шагом на пути в индустрию бытовой электроники. 14 декабря 1948 года компанию им составил первый проигрыватель грампластинок под маркой ELAC — модель PW1, а 30 октября 1957 г. выпускается первая головка звукоснимателя. Общее же количество произведенных ELAC «вертушек» превысило 4 миллиона штук! Любопытно, что гидроакустические разработки и производственные мощности в итоге также были восстановлены: так, например, уже в 1951 году был выпущен рыболовецкий эхолот Fischlupe, а 5 лет спустя, одновременно с появлением немецких военно-морских сил, появилась необходимость и в гидролокаторах.

В последующие пару десятков лет производство проигрывателей и радиоприемников стремительно развивалось — однако, несмотря на очевидные успехи на ниве разработок, с продажами возникли определенные сложности, связанные, в первую очередь, с появившейся на рынке аппаратурой японских производителей, которая при меньшей стоимости и выглядела гораздо современней, и оснащена была значительно богаче. В 1978 году гидролокационный дивизион выкупается американской корпорацией Honeywell. Он получает название ELAC Nautik, а 20 лет спустя присоединяется к другому американскому военно-промышленному холдингу — L-3 Communications. Что же касается бытовой электроники, то ее производство сначала курировалось компанией Integral-Hydraulik из Дюссельдорфа, а с 1981 года — дистрибьютором аудиотехники John & Partner из Мюнхена, под руководством Вольфганга Йона, который до сих пор является исполнительным директором ELAC. Именно «по наводке» John & Partner спустя буквально 3 года к ELAC присоединяется компания по производству акустических систем Axiom из Франкфурта. Таким образом, в следующем году мы можем смело отмечать 30-летие кильских колонок.

Акустические системы ELAC FS 509 VX-JET (620 000 000 руб.)
Технические характеристики (по данным производителя)
Частотный диапазон 24 Гц – 50 кГц
Чувствительность 89 дБ
Импеданс, ном./мин. 4/3,1 Ом (75 Гц)
Рекомендуемая мощность усилителя 80-600 Вт на канал
Подводимая мощность, ном./пик. 280/350 Вт
Максимальный уровень звукового давления, 1 м 110,5 дБ
Габариты 1373 х 330 х 466 мм
Масса 57,2 кг

Буквально сразу после поглощения Axiom выпускается всенаправленный ленточный твитер ELAC 4Pi, к разработке которого, по слухам, приложил руку (и голову) сам Альт Йонк ван ден Хул. С учетом того факта, что впоследствии кабельной продукцией под этой маркой комплектовались многие «старшие» колонки компании, подобное сотрудничество вполне вероятно. Первыми же АС ELAC, вероятно, стали напольные 250 4Pi. В 1989 году компания представляет еще один ВЧ-динамик, HT25, на этот раз более традиционный, купольный, но — тоже со своей «изюминкой». Купол и каркас звуковой катушки представляют собой единое целое, отштампованное из металлического листа, который, в свою очередь, изготовлен из сплава алюминий/магний/марганец. Наконец, в 1993 году, после поглощения берлинского производителя акустических систем A.R.E.S., на свет появляется теперь уже легендарный JET-твитер, существенно доработанный ленточный излучатель Хейла. Именно его с удовольствием используют в своих колонках и Audiovector, и Burmester, и другие производители.

Но не твитером единым! В этом же году на выставке IFA в Берлине компания демонстрирует серию Elegant, в которой впервые использует НЧ-динамики AS (Aluminium Sandwich). Достоинства и недостатки алюминиевых диффузоров давно и хорошо известны. К первым относится высокая граничная частота работы, ко вторым — собственные резонансы материала диффузора. Что же предложил ELAC? Традиционный бумажный конус диффузора крепится к подвесу, центрирующей шайбе и каркасу звуковой катушки, а верхний — алюминиевый, толщиной 0,2 мм, — клеится к бумажному по внешнему краю и в середине.

Непосредственного контакта между алюминиевым конусом и каркасом звуковой катушки нет. В результате — феноменальная жесткость и почти полное отсутствие резонансов вследствие сложной структуры. В 2007 году инженеры компании модифицировали эту технологию, теперь она носит название AS-XR (от eXtended Range).

Новые динамики Crystal, впервые использованные в колонках серии 240, дебютировавших на берлинской выставке IFA, получили два основных отличия: первое — внешний алюминиевый диффузор является не сектором шара, а имеет сложную полигональную форму; второе — он теперь крепится и непосредственно к каркасу звуковой катушки. Этот крепеж не только переносит механическую энергию магнитной системы непосредственно на внешний диффузор, но и является его дополнительным элементом жесткости.

1 июля 1997 года окончательно сворачивается «виниловое» производство, и компания полностью посвящает себя разработкам исключительно акустических систем. В 2004 году, одновременно с представлением флагманской «шестисотой» серии, третье поколение JET-твитеров обзаводится приставкой Х в названии и соосным СЧ-динамиком в конструкции, который представляет собой плоский кольцевой диффузор в виде «сэндвича» алюминий-номекс-алюминий. Ну а в мае позапрошлого года на выставке в Мюнхене компания представила новую серию АС под индексом 500 (предыдущая «пятисотая» серия выпускалась с 2000 по 2004 год). Первой акустической системой в этой серии стала напольная FS 509, которую мы и протестируем сегодня. В ней применен коаксиальный динамик под названием VX-JET. Суть технологии заключается в том, что излучатель теперь можно выдвигать за пределы передней панели или задвигать его внутрь (±8 мм).

Такая схема предназначена для управления направленностью излучения СЧ/ВЧ, что поможет подрегулировать звучание в комнатах с избытком либо недостатком переотражений. В первом случае (а также при больших дистанциях до АС) динамик следует «утопить» относительно плоскости фронтальной панели, во втором — выдвинуть на слушателя. Нейтральное положение рассчитано на стандартную, в принципе, для колонок такого «калибра» дистанцию до слушателя в 3-4 м и грамотную обработку помещения прослушивания. Вдобавок, кольцевой СЧ-динамик теперь также обзавелся полигональной алюминиевой поверхностью.

Заканчивая разговор о фирменных технологиях компании, применяемых, в том числе, и в тестируемых нами колонках, нельзя не упомянуть про LLD (Long Linear Drive). Суть ее заключается в использовании короткой (6,5 мм) многослойной катушки на титановом каркасе, которая движется в длинном (16 мм) зазоре магнитной системы на основе сплава NdFeB, за счет чего удается обеспечить амплитуду смещения динамика в ±16 мм при низком уровне искажений. С использованием этой технологии изготовлен СЧ-динамик, установленный в FS 509: диаметр его диффузора составляет 120 мм. Пара НЧ-излучателей оснащена более традиционными магнитными системами на основе феррита и диффузорами диаметром 160 мм. Они нагружены на порт фазоинвертора, выходящий в нижнюю опорную плиту. Смысл подобной конструкции заключается в том, что разработчику заранее известно расстояние от выхода порта до первой отражающей поверхности (т.е. опорной плиты), и он может использовать это значение в процессе расчета характеристики звукового давления фазоинвертора. Частоты раздела полос в этих 4-полосных АС составляют 120, 600 и 2800 Гц. Варианты отделки корпуса: коричневая или черная окраска, либо ореховый шпон, все — под лаком. В комплекте имеются массивные латунные хромированные шипы. Общая защитная решетка на все динамики изготовлена из металла и крепится на магнитах, а коаксиальный излучатель дополнительно закрывается съемной круглой сеткой. В серию, помимо тестируемых АС, входят еще одни напольные колонки («младшая» модель) и центральный канал. Естественно, что изготовлены они все в Германии.

Прослушивание

Мастера из ELAC, начав с разработки сонаров, опередили своих конкурентов. Они были не технологами, а конструкторами. Подобно демиургу, они создавали не устройства для звука — они создавали сам звук. Постигая его природу, они пошли новым путём. Им стал не нужен метод перебора и слепые эксперименты. Они создавали звучание, складывая ноты из малейших изменений вибраций.

Мне по душе коаксиальная конструкция СЧ/ВЧ-динамика. Даже не технически — а, скорее, эмпирически. Для меня это сродни входному билету в высшую лигу. Возможность же покрутить рукоятку привода этого излучателя — как мечта из детства. Почувствуй себя пингером! Не хватает только наушников, вращающейся «зелени» люминофора на экране и звука этого самого «пинга». Итак,заступаем на пост!

Стряхиваем пыль с коробки и извлекаем диск «Das Boot» электронщиков U96. Выбираем трек №8 — «Sonar Sequences». Помимо всевозможных электронных звучков, коими щедро сдобрены все треки альбома, в материале присутствует изрядная доля эмоционального запала, характерная для ранних вариантов техно-экзерсисов и, на мой взгляд, утраченная впоследствии, разменянная на примитивные драм-брэйн-инъекции. Весь напор, всю степень уважения к людям, которым по роду деятельности и законам войны не дано отсидеться в тихом месте, Алекс Кристенсен вкладывает в этот, казалось бы, «легкий» музыкальный жанр. В исполнении ELAC музыка обретает первозданную мощь и упругость — хотя, на мой взгляд, от танцевальности в силу сюжетной линии в ней не остается и следа. Скорее, это эксперимент, подтверждающий, что настоящий художник не стеснён выбором выразительных средств, равно как и идеологическими предпосылками. Ими должны быть обременены те, кто это искусство воспринимает.

«Waking Hour» от ARK, начинаясь с надрывного вокала, сменяется хлесткими риффами ритм-гитары и загоризонтной атмосферой демонической пульсации, вынуждая внутреннюю фабрику по выработке адреналина ускориться и штамповать инъекции в кровь со скоростью барабанных россыпей. То, что в силу извечной двойственности нашего менталитета не принято выносить во главу угла, но что де-факто является для большинства из нас первейшим фильтром при выборе аппаратуры, а именно: количество баса, — в нашем случае имеется, если не в избытке, то в той самой мере. Про которую говорят — «с горкой». Вот именно так: ЕСТЬ. И это «есть» радует вас вне зависимости от музыкальных пристрастий или девиаций настроения и различных солнечно-лунных циклов. Удар есть удар. А выше выстраивается стройная пирамида более высокочастотных секций. Про каждую можно расписывать долго. А можно кратко: «Там ВСЁ хорошо». Если в каком-либо другом отчете вы прочитаете обратное или что-нибудь типа «да… но…» или «но… зато…», то с большой степенью вероятности можно объяснить это некоей ангажированностью.

Парой десятков баварских футов ниже (иначе говоря — спустившись с небес на землю), отслушав различный музыкальный материал, я прихожу к совершенно конкретным выводам: моя нелюбовь к ленточным высокочастотникам, кажется, перестала иметь под собой основания, а моё уважение к коаксиальным СЧ/ВЧ-системам упрочилось. И еще: вращение рукоятки продольного смещения коаксиального излучателя даже само по себе, в отрыве от результата, доставляет неслабое удовольствие.

ВЫВОД

Я не смог найти ни единого музыкального жанра, который эти АС отторгали бы по идеологическим причинам. Если их конструкторы ковали звуковую парадигму на прокрустовом ложе с инициалами Вагнера, то это ни в коей мере не повредило конечному результату. Это тот самый редкий случай, когда не вы выбираете, а выбирают вас.

Контрольная система

CD-проигрыватель Nagra CDC;
полный усилитель Gryphon Diablo;
сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
межблочные кабели van den Hul MC Silver IT Mk III;
кабели для подключения АС Musical Wire Cadence Signature.

Максим Семейкин, prohighend.ru

Рекомендуемая производителем мировая цена: 6990 EUR.
Точную стоимость в рублях можно узнать по телефону +375 29 7-798-799