ELAC FS 77

Когда из курьерского грузовичка выгрузили пару напольных акустических систем ELAC FS77, мне, не слишком осведомлённому об этом бренде, не терпелось открыть коробки и посмотреть, что же там внутри. Последние несколько лет продукция ELAC была в Австралии сравнительной редкостью, но компания-дистрибьютор Synergy Audio Visual недавно объявила, что та теперь вновь имеется у официальных дилеров.

Вынув из упаковки пару очаровательных колонок с отделкой Satin White, я подключил их к моей AV-системе, чтобы дать им какое-то время приработаться, прежде чем приступить к более внимательному и критическому прослушиванию. Сразу же стало ясно, что эти акустические системы мне понравятся. Звучание было качественным, честным, зрелым, с чрезвычайно выверенной глубиной баса – и всё это еще до завершения приработки.

В течение следующей пары недель звуковые характеристики продолжали улучшаться, выявлялась дополнительная макро- и микродетализация, наиболее же очевидным оказался прирост динамики. Тем временем, я решил навести справки о компании-изготовителе.

ELAC
Компания ELAC была основана еще в 1926 году в Киле, Германия, и изначально занималась исследованиями в области эхолокации и передачи сигналов в воздухе и воде. В 1948 году компания выпустила свой первый проигрыватель грампластинок, а в 1984 приступила к разработке акустических систем. В настоящее время ELAC изготавливает исключительно акустические системы и соответствующие аксессуары, и практически вся ее продукция, включая магниты и уникальные динамики, – собственного производства. Сегодня с подобным сталкиваешься не слишком часто. Сотрудники компании твердо уверены в том, что при изготовлении всех компонентов акустической системы в рамках непрерывной производственной цепочки в одном месте достигается гораздо лучший результат, чем при перепоручении отдельных производственных этапов сторонним производителям. Реальность такова, что фраза «Сделано в Германии» в том смысле, который в неё вкладывается коллективом страстных энтузиастов, является для компании предметом чрезвычайной гордости, которую я ни в коей мере не собираюсь оспаривать. Я обнаружил, что ассортимент акустических систем ELAC довольно велик и включает в себя различные настенные, полочные и напольные модели, комплекты для домашнего кинотеатра и сабвуферы. Венчает же всё это великолепие флагманская модель за $22000!

Особенности конструкции
FS77 – напольная акустическая система начального уровня от ELAC. С эстетической точки зрения данная модель мне видится превосходной: элегантная и грациозная, она насчитывает всего лишь 170 мм в ширину, 970 мм в высоту и 309 мм в глубину. Конструкция – двухполосная фазоинверторная, с портом, направленным назад.

Набор динамиков включает два 150-мм низкочастотника с диффузором из бумаги с минеральным наполнителем и 25-мм твитер с куполом из полиэстера, частота разделения полос – 2600 Гц. Диапазон воспроизводимых частот – от 42 до 28 000 Гц при чувствительности 89 дБ (2.83 В/м). Внутренние распорки корпуса оптимизированы для предотвращения резонанса, а катушки индуктивности с воздушным сердечником и плёночные конденсаторы точно настроены под диапазон кроссовера. Акустическая система, номинальное сопротивление которой равно 4 Ом, пригодна для усилителей с сопротивлением 4 – 8 Ом, а рекомендуемый диапазон мощности усилителя составляет 20 – 150 Вт / канал. На выбор предусмотрена отделка Satin Black или Satin White с лаковым покрытием, масса одной колонки – 15.5 кг.

Установка и подключение
Установка и подключение FS77 не вызвали никаких затруднений. Я разместил эти колонки в обычной для моей комнаты позиции: примерно в 40 см от передней стены и примерно в 50 см от боковых, с небольшим поворотом внутрь зоны прослушивания на такой угол, при котором они направлены на наружные поверхности ушей слушателя, сидящего в центральном положении. При этом особой «требовательности» в зависимости от местоположения не наблюдалось. В упаковке также находились небольшие металлические конусные опорышипы для ковровых покрытий и металлические дисковые опоры для твёрдых полов. Эффективно приподнимая колонки над полом примерно на сантиметр, они тем самым уплотняют бас и уменьшают гул. Я бы предпочёл немного большее расстояние от пола до днища, но и имевшегося было вполне достаточно. Акустические кабели подключаются к 5-секционным колодкам винтовых клемм с довольно большими стопорными гайками.

Прослушивание
Комплект, подключённый в моей комнате прослушивания, сразу же показал себя чрезвычайно эффективным. Я услышал большую открытую звуковую сцену с ровным полнодиапазонным звучанием. Полный частотный диапазон раскрывается во всей красе: с ровными расширенными «верхами», неакцентированной «серединой» и солидным музыкальным фундаментом в виде углублённых «низов». Саунд насыщенный и пропорционально выверенный. Наибольшее впечатление на меня произвела степень его пространственности наряду с обилием музыкальных деталей.

Снятие грилей добавило «верхам» немного энергии и пространственности, в результате обеспечив естественную и захватывающую звуковую сцену. Позволю себе ряд примеров. В старой классической композиции «Strange Brew» от Cream есть короткое, повторяющееся через каждые 4 секунды жёсткое, резкое гитарное бренчание, которое, продемонстрировав точно отмеренную дозу высокочастотной остроты, затухает до тишины. Я никогда раньше не замечал, насколько хорошо может звучать этот трек при правильном воспроизведении. Саундтрек к фильму «Горячее местечко» блистает множеством великолепных музыкантов, включая Джона Ли Хукера, Таджа Махала и Майлза Дэвиса. Трек «Blackmail» начинается медленно и размеренно с простой басовой линии и безупречно вторящих в унисон малого барабана и бас-бочки, и за всем этим словно надзирает гитара, отвечающая за мелодию. Инструменты звучат чётко и предельно синхронно. В «End Credits» характерно-пронзительная труба Майлза буквально вспарывает воздух, открывая мысленному взору чёрный фон и скачущий ритм, от которого композицию хочется оставить в режиме повтора. Весь альбом звучит так, словно был создан именно для этих акустических систем.

FS77 имеют свойство подводить под тот или иной трек превосходный музыкальный фундамент, где чёткие басовые ноты создают естественное ощущение глубины, делая звучание более приятным и заставляя притоптывать в такт. В альбоме Нила Янга «Greendale» много музыки, под которую ноги начинают ходить ходуном, когда чувственная соло-гитара маэстро плотно играет вместе с бас-гитарой и ударными, формируя пьянящую и будоражащую звуковую смесь, требующую прослушивания от начала до конца. Альбом Трентмеллера 2006 года «The Last Resort» содержит электронную музыку с невероятно глубокими басовыми линиями, с которыми у FS77 не возникло никаких проблем. Пол и вся комната буквально сотрясались под звуки плотного и исключительно «сабвуферного» трека «Vamp». Не вызывает сомнений, что и без выворачивания регулятора громкости за какой-то разумный предел эти внешне хрупкие акустические системы способны выжать многое всего лишь из пары 150-мм громкоговорителей каждая. Все их компоненты – динамики, кроссовер, корпус и фазоинверторный порт – представляют собой нечто большее, чем просто сумма отдельных слагаемых: они в совокупности даруют слушателю превосходное музыкальное звучание.

Я опробовал целый ряд усилителей мощности и счёл, что ELAC FS77 в известной мере универсальны. Самый лучший звук, насколько можно судить, обеспечивали технически прямолинейные мощные усилители. У меня были на руках для будущего обзора моноблоки Auralic Merak, выдающие 400 Вт на нагрузке 4 Ом, и они реально позволяли обозреваемым акустическим системам работать быстро, чисто и с очень хорошей глубиной баса даже при умеренных уровнях громкости. Такая комбинация заставила акустические системы звучать гораздо масштабнее своих размеров, хотя я готов признать, что аналогичный результат в большей или меньшей степени достигался с каждым из использованных усилителей (даже при номинальной мощности всего 70 Вт/канал). При минимальном сопротивении 3.9 Ом / 240 Гц приводить в действие эти колонки теоретически с лёгкостью должны усилители самого широкого спектра, и мои тестовые прослушивания это подтверждают.

Альбомы Алиши Кис (я предпочитаю ранние) через FS77 звучали превосходно, без труда придавая ее страстному пению и игре на пианино должный эмоциональный контекст. Эта акустика, насколько можно судить, отменно справляется с закладкой музыкального фундамента посредством уместных басовых нот с естественным и реалистичным звучанием бас-гитары и ударных. «Hard Believer» – шестой студийный альбом британской группы Fink, и этот альбом также выявляет у FS77 множество достоинств. Темп, ритм и слаженность музыки нередко передаются слушателю на подсознательном уровне, и порой, даже если имеет место совсем небольшая несогласованность, возникает ощущение, что что-то не так. С протестированными FS77 такого не случилось ни разу. При прослушивании классических произведений типа «Реквиема» Моцарта в тех фрагментах, где более крупные и тяжёлые инструменты оркестра поддерживают темп в нижней тональности, а струнные и хор несут на себе основную мелодическую линию, вы получаете всю доносимую тактовую информацию, благодаря которой музыкальный темп сохраняет устойчивость, а удовольствие от прослушивания не ослабевает даже по прошествии длительного времени.

Заключение
Акустические системы ELAC FS77 стали для меня очень приятным сюрпризом. Эта привлекательная модель обеспечивает более масштабное звучание, чем обычно ожидаешь от компактной напольной колонки таких размеров. Хорошо заметен расширенный частотный диапазон, особого упоминания заслуживает качество баса, и всё это в совокупности гарантирует удовольствие от прослушивания любимых треков и слаженности их воспроизведения.

Я пытался, но так и не смог найти у этой акустики никаких серьёзных изъянов, особенно – с учётом запрашиваемой цены. Мне бы по-настоящему хотелось услышать и более дорогие колонки из ассортимента ELAC, ибо я уверен, что они тоже представляют собой нечто особенное. Эти немцы действительно неравнодушны к своей продукции и, похоже, действительно живут сообразно собственному маркетинговому лозунгу «Качество для нас – нечто большее, чем просто слово; наряду с музыкой это ещё и наша страсть». Полностью согласен. Рекомендую!

StereoNet, Марк Гасью.