«Херб – один из любителей триодных рупорных усилителей».
А вот и нет. Большую часть своей жизни мне нравились транзисторные интегральные
усилители в паре с маленькими колонками, сделанными в Британии.
«Я уверен, он ненавидит цифровые!»
Опять неверно. Я продал все свои пластинки 12 лет назад, и с тех пор покупал только CD и
загружал музыку с высоким расширением. (Тем не менее, я опять начал собирать винил, так
как мой устаревший ДНК все еще помнит, как поклоняться черным пластинкам.
«Райхерт? Он моно парень. Он не интересуется образностью».
Совсем неправильно! По-моему, слышать осязаемую подлинность места записи, и точные
локации микрофонов и исполнителей в ней – крайне важно для любого полного восприятия
записанной музыки.
Конечно, я могу быть пристрастен в вопросе аудиофилии. Мне не нравятся гигантские
роботы (очень большие аскустические системы) или экзотические монолиты (большие,
тяжелые усилители мощности). Оба вида заставляют меня волноваться. А еще я верю, что
если аудио компонент стоит так же, как и хорошая машина, он должен передавать образы
очень хорошо, чтобы явить мне своего собственного волшебника-создателя в голубом
одеянии, парящим над ним. На самом деле: я хочу увидеть этого волшебника и его
волшебную палочку, заостренную шляпу, даже когда компонент стоит почти так же, как и
приемлемый по цене интегральный усилитель.
Аудио продукты высочайшего качества не проектируются с использованием только одной
технологии, старой либо новой, так же как они не создаются какой-то определенной
этнической группой в пределах определенной геополитической сферы. Сегодняшние лучшие
hi-fi изобретения создаются по всему миру смелыми, вдохновленными, талантливыми
людьми, чьи творения не уникальные продукты, а наоборот уникальные компоненты,
спроектированные, чтобы воплощать мечты преданных аудио ценителей. Интегральный
усилитель Line Magnetic LM-518IA – именно такой продукт.
Описание.
В 2005 году два брата основали Line Magnetic Audio Co. Ltd., чтобы производить на своем
собственном заводе в Чжухай, Китай, Провинция Гуандун – особые линейки CDпроигрывателей, ЦАПов, усилителей и акустических систем. Их мотивировало качество
звука, сборки и внешнего вида винтажного производителя киноэлектроники и акустических
систем Western Electric.
Старший брат Джен Цхай заведует моделями Line Magnetic’s Classic, с усилителями высокого
качеcтва, выполненными по примеру винтажных усилителей 91A, 86A 300B от Western
Electric, а также своими собственными дизайнами, вдохновленными Western Electric. Его
младший брат, Дженг Кси руководит командой, которая создает линейки Silver и Gold – более
бюджетные продукты, включая LM-518IA ($4450), однотактный триодный, интегральный
усилитель ультралинейного уровня, работающий от триодной лампы 845. LM-518IA стоял в
сердце моей эталонной системы больше года.
Если вы не знакомы с линейкой Line Magnetic, я хочу, чтобы вы нашли минутку и
внимательно ознакомились с ней на сайтах Tone Imports, американского дистрибьютора Line
Magnetic. Там вы увидите, что LM-518IA – средняя модель линейки, включающая три
однотактных 845-ламповых усилителя. Самый большой – LM-219IA – почти экзотический
монолит – стоит $7,495. Он использует одну 300В триодную лампу на канал в качестве
предоконечного каскада для своей единственной выходной лампы 845 на канал. Маленький
брат LM-518IA – LM-218IA ($3495) – это меньшая более легкая версия 518 в молотковом
серебре, без кенотрона. Так же как и 518, 218 имеет две лампы 12AX7 и пару мощных
лучевых ламп – 6P3P -стандарт в 518 – чтобы раскачать высокое напряжение, нужное для
сети используемой сильными выходными лампами 845. Все три усилителя выполнены в
ретро-стиле, с массивной электрической сетью и выходными трансформаторами.
Для тех, кто не знаком с прямоканальными лампами, 845 -это лампа, состоящая из 3
элементов, которая в отличие от широко распространенных непрямоканальных 12AX7 или
EL34, не использует отдельный канал для катода, чтобы тот генерировал потоки электронов.
А прямоканальные триоды проводят большое количество тока, чтобы выбить
высокоэнергетические электроны от их нити накаливания. Прямоканальная лампа имеет два
типа нити: темные излучатели, из окисленного никеля; или светлые излучатели из
торированного вольфрама, как у 845. Почти каждый гитарный усилитель и аудиофильский
ламповый усилитель сегодня использует непрямоканальные темные излучатели, покрытые
никелем (примечание 1). Для моих ушей качественно спроектированный усилитель с
прямоканальными лампами из торированного вольфрама звучит более красочно, элегантно,
прямо и блестяще, чем его аналог непрямоканальный с темными излучателями – в
особенности, когда чрезмерное количество обратной связи не маскируют важный характер
лампы.
Самое важное, что нужно понять о дизайне LM-518IA, что он не усилитель с KT120, EL34,
EL84, KT88 или 6550. В отличие от тех популярных типов аудиоламп, 845 была
спроектирована RCA в ранние 1930-ые – для крепкого источника мощности в рекламе и
военных радиопередатчиках, таких, как на вашей местной AM станции или в
бомбардировщике B-17. Каждый анод 845 требует 1000 В постоянного тока и способен
отдать около 100 Вт. Если сравнить его с ленивым, буржуазным усилителем с EL34, то LM518IA – сказочный зверь, дышащий огнем: звуковой и эстетический антидот всех этих
новомодных, ништяковых транзисторных усилителей класса D. Относясь к чистому классу
A, нити накаливания ламп 845 работают при 3140 градусах по Фаренгейту, а их стеклянная
поверхность излучает жар, обжигающий кожу. Осторожно! Никогда не касайтесь больших
ламп, когда они горят, или даже спустя какое-то время после того, как их выключили – и
никогда не заглядывайте внутрь LM-518IA сразу же после выключения. Первое приведет вас
в скорую. Второе может отправить на тот свет – или хуже того, может даже оставить вас без
гарантии.
Первый раз, когда я поднял 35-ти килограммовый LM-518IA из коробки, я понял, что это
чертовски много для усилителя за $4,450. А когда я убрал пластину основания, я не мог
оторвать глаз от дорогущих немецких конденсаторов связи Neglex, или остановиться
подсчитывать множество японских электролитических конденсаторов Rubycon. В конечном
итоге я заметил два заградительных фильтра у LM, и искусность их ручной спайки.
На задней панели для каждого из двух каналов есть четыре высококачественных,
позолоченных, пятисторонних выхода для колонок: соответственно 0 («земля»), 4, 8 и 16 Ом.
Единственные выходы для предварительного усилителя – это три пары позолоченных джеков
типа RCA («тюльпан»). Четвертая пара RCA, подписанная Pre In, позволяет использовать
LM-518IA в качестве основного усилителя мощности.
На верхней эмалированной пластине LM-518IA есть болты для регулировки тока смещения и
отмены шумов в каждой из 845 ламп. В течение года обладания данным усилителем я это
никогда не использовал: не было никаких помех, шипения, свистящих и трескучих звуков –
просто много поднимающегося теплого воздуха. Говоря об этом, оставляйте побольше места
вокруг усилителя и сверху. И если вы ратуете за безопасность домашних животных и
капризных детей, используйте колпаки для ламп. (входят в комплект).
На передней панели расположена большая крепкая кнопка Вкл/Выкл, индикатор,
помогающий настраивать смещение тока ламп и два серебристых диска. Первый – регулятор
уровня звука, на ней есть крошечный оранжевый диод, который мигает при нагреве
усилителя, а после горит постоянно, обозначая положения диска. Второй диск выбирает
между тремя линейными выходами. Пульт из нержавеющей стали содержит кнопки
громкости и беззвучного режима. У LM-518IA нет ЦАПа, фонокорректора, Bluetoothдатчика, Wi-Fi – и к моему величайшему разочарованию – нет регулировки баланса или
переключателя в режим моно.
Прослушивание.
Я никогда не преследовал цель просто нахваливать LM-518IA. Я позаимствовал его в
качестве временного инструмента для обзора: мне был нужен интегральный усилитель
высокого качества по приемлемой цене, более современный и доступный, нежели мой
винтажный Creek Audio 4330, и такой, на который стоит равняться при оценивании других
доступных (в большинстве своем транзисторных) интегральных. В этом качестве LM-518IA
выполнил свой служебный долг. Сейчас я пишу обзор на него только потому, что читатели
должны знать: Что это за блестящий усилитель с 22 Вт на канал , на который я постоянно
ссылаюсь?
Примечание 1: Все эти темные лампы скорее всего имеют отношение к выражению – которое
я всегда ненавидел – так как я редко имел дело с ламповым звуком.
Но до того момента, как я начал слушать для этого обзора, я никогда не осознавал, как
классически хорошо сбалансирован звук LM-518IA. Я знал, что он звучал элегантно,
красочно и волнующе, но я не знал, насколько он способен приоткрыть двери в прежде
сокрытые внутренние пространства моей музыки.
С колонками Falcon Acoustics LS3/5a.
Особенно хорошо LM-518IA сработался с Falcon LS3/5a, про которые я писал в августе. 16
ступеней управления громкостью усилителя сошлись с 15-ти омными Falcon, и Falcon
действительно позволили этим лампам 845 блистать: лампы яркого накала выжали каждую
каплю красок средних частот и текстуры басов из этих мини мониторов. Falcons – мастера
показать мне, как усилитель – или запись – звучит в действительности, и LM-518IA не
избежал этого.
Комбинация LM-Falcon не только проигрывала записи с удивительной фигурицией и
бесконечной внутренней детализацией, но еще позволила мне заглянуть внутрь ламп и
получить доступ к живительной энергии 845 ламп: свободная энергия, которая воскрешает
ноты и может вызвать мурашки по телу от записей музыки эпохи барокко и ренессанса –
пасторального пения, клавесинной музыки, хорового пения. А акустические соло на фоно
имеют основательно новое пространственное звучание. Я испытал почти первородную связь
с однотактными усилителями – что-то, чего не чувствовал более 12 лет. Один недостаток
этой комбинации в том, что LM-518IA явно изрядно усилили нарастающие верхние частоты
Falcon.
С KEF LS50.
С моими эталонными колонками LM-518IA позволил Hope Sandoval & The Warm Inventions в
своей «Through the Devil Softly» (CD, Nettwerk 0 6700 30848 2) пробудить во мне
чувственные художественные образы своим исполнением. Установив громкость подходящую
для позднего вечера, я прослушивал вызывающую грезы композицию „For the Rest of Your
Life“ и мне напомнили, какой я сосунок для этой бывшей солистки Mazzy Star, а теперь
солистки своей собственной группы Warm Inventions: искусство встречает внутреннюю
опустошенность. Обычно, звук KEF LS50 имеет приглушенное, почти с толщину металла
или мембраны качество, колебание или ограничение музыкального потока, что очень сильно
сужает динамический диапазон. Это почти неуловимо, но посредственные усилители не
могут пробиться через это или избавиться от этого. Живительная энергия LM-518IA
справлялась с этим ограничением. Это сотрудничество колонок и усилителя было открытой,
удовлетворительной, высоко рекомендуемой комбинацией.
С колонками Triton Five от GoldenEar Technology.
Колонки Triton Five (обзор в процессе) были протестированы основателем GoldenEar
Technology Сэнди Гросом, который использовал больший интегральный усилитель LM-219IA
(технически и в звуковом плане они похожи). Поэтому, я решил с долей уверенности, что
LM-518IA смогут нагрузить Triton Fives.
И был прав! Во время проигрывания „Dancer with Bruised Knees“ Кейт и Анны Макгаригал
(1977 пластинка, Warner Bros. BS 3014) LM-518IA пробежался спринтом по всем
музыкальным залам, открывая одну дверь за другой. Мне особенно хорошо удалось уловить
колеблющуюся, синкопированную „Be My Baby,” c Анной на вокале и фоно и Джоном
Кейлом на маримбе. Все было естественным и сомасштабным человеку. Структура песни и
первобытное женское обаяние охватили меня. А LM-518IA продемонстрировал приятную
естественную мягкость. Мою комнату заполнили сложные высоко текстурированные и
полностью открытые тона органа Hammond B4. Я испытал волны нового восторга от
Макгаригалов и их искусства и от продюсера Джо Бойда.
Так получилось, что в Triton Five используется гладкий и прозрачный конвекционный
трансформаторный ВЧ-динамик собственного производства компании – GoldenEar называет
его высокоточным ленточным твитером – который очень хорошо сработался с естественным
тепловым излучением LM-518IA. Следите за выпуском обзора на Tritons, чтобы узнать
больше об этой интересной комбинации усилитель-колонки.
В паре с Orangutan O/93 от DeVore Fidelity.
Вот с чего все началось. До появления Херба в Stereophile, жил Херб, стремоухий как собака,
который слушал приматов от DeVore и подпевал в свету ламп накаливания. Эта комбинация
звучала так, как и должна по-моему мнению звучать такая система: басы были мелодичными,
чистыми, образцовыми, естественными; голоса были богатыми, присутствующими,
красочными, настоящими человеческими; а инструменты – с хорошими высокими частотами.
DeVore O/93s оказались хамелеонами, помогли мне понять, что транзисторные, класса А,
класса D, двухтактные, пентодные, однотактные триодные – все как один доставляли
музыкальное удовольствие. Комбинация Orangutans и LM-518IA оказалась очень удачной.
Выводы.
Большинство хай-энд аудио компонентов можно легко разбить на категории: хорошие, лучше,
самые лучшие. Но есть некоторые компоненты, которые подпадают под совсем другую
категорию, где-то между Лучше и Самый лучший: Действительно хороший. И иногда
действительно хороший комнонент может быть лучше, чем самый лучший – когда он
полностью удовлетворяет ваши запросы и ожидания.
Line Magnetic LM-518IA – именно такой продукт. Я на подсознательном уровне использовал
его в своей системе как интегральный, просто потому что он был там и звучал всегда лучше,
чем любой другой, который был на обзоре до этого. Но теперь, после тщательного обзора я
наконец осознал весь спектр его добродетелей. Он по-музыкальному живой и энергичный.
Он рвется вперед, как увлеченный ребенок, гонящийся за котом. Он силен. Он с легкостью
может нагрузить любые колонки, которые я ставил с ним в пару. Он играет музыку с редким
обаянием и чувствительностью. Его привлекательный свет освещает одну из самых
детализированных звуковых сцен, которые мне довелось слышать в качестве обозревателя.
Он надежен: я пользовался и испытывал эту 35-ти килограммовую машину больше года,
больше, чем другие усилители, что мне попадались, кажется, что она неубиваемая. Важно,
что LM-518IA играет как усилитель, стоящий в разы дороже $4,450.
И одна восхитительная ночь при свечах… Я все-таки увидел волшебника с палочкой и в
остроконечной шляпе!
Тестирование ламп.
Самая важное, что можно сделать с термокатодной лампой – это держать ее в руках и
внимательно рассматривать. То, что вы видите, вы и получаете. Высокоэнергетические
электроны отбиваются от нагревателя катода, проходят через управляющую сетку лампы и
сталкиваются с большой силой с этим большим черным, серым или серебряным анодом,
который занимает почти все пространство внутри стеклянной колбы. То, как выглядит
строение анода говорит о том, как будут звучать ваши средние частоты – если анод выглядит
гладким и большим с богатой текстурой, данные качества будут свойственны и к звучанию
средних частот. Изучите текстуру, форму и цвет любого анода в лампе, потом используйте эту
лампу для прослушивания Фрэнка Синатры или Эллы Фицджеральд. Вы, конечно, удивитесь
полезности этой сентенции.
Больше года я использовал Line Magnetic LM-518IA c его родными, сделаными в Китае
лампами Shuguang. Они звучали первоклассно, никогда не подводили и не давали повода для
того, чтобы я заменил их на что-то лучшее. Все, что здесь описывается базируется на моем
опыте работы со стандартными Shuguang лампами.
Потом я сообщил Джонатану Хэлперну из Tone Imports – дистрибьютору продуктов LM в
Штатах, – что я пишу этот обзор. Он настоятельно рекомендовал попробовать лампы от NOS
tubes для LM-518IA. «Вы удивитесь,» – поклялся он. Я попросил его и парочку своих друзей
одолжить мне 12AX7 и 6L6; у меня уже были несколько классных кенотронов 5AR4/GZ34. Я
надеюсь заполучить немного RCA, G.E, Elrog или Psvane 845s, но пока не везее – все же мне
довелось испытать винтажные Telefunken 12AX7 c гладким анодом и винтажные лампы East
German Siemens ECC8035/ECC83 с коробчатым анодом.
LM-518IA использует в качестве усилителей напряжения на входе пару 12AX7, и смена этих
оригинальных китайских ламп (которые имеют чуть туслый и безвкусный характер звучания)
на эти винтажные экзоты сыграло значительную, приятную, но не всемирного значения роль.
Эти лампы с коробчатым анодом от Siemens повысили показатели низкого тона и фигурации,
в то время как легендарные гладкие аноды заставили их звучать так, как будто кто-то послал
команду горничных убрать мою квартиру, сложить одежду, и поставить вазы, наполненные
ароматными цветами, на все горизонтальные поверхности.
Переключение с китайского кенотрона на датский Amperex Bugle Boy 5AR4/GZ34 привнесло
перемену чуть менее заметную, но может быть, даже более ценную. Bugle Boy убрала ранее
незамеченное напряжение от общего звучания и заменила его на очевидную естественную
натуральноть. (Примечание: ламповые усилители можно разделить на 2 типа : лампы с
выпрямителем и лампы с транзисторными диодами. Звук усилителей с ламповыми
кенотронами имеет обыкновение быть более естественным и менее механическим, литься
лучше, чем тот же с транзисторными кенотронами).
Дальше я пошел во все тяжкие. Я сначала заменил предоконечные лампы 6P3P на парочку
G.E. 6L6 в металлическом корпусе (приятная, чуть богаче звучащая версия по очень низкой
цене) и, наконец, на дорогие мощные лучевые лампы от NOS Western Electric 350B. WE
создавали впечатление, что LM-518IA был способен проникнуть в глубины музыки еще
больше, хотя присутствовало некое сокращение в «May-June» в свете лампы с ярким
накалом, и это казалось мне восхитительным. WE усиливали музыкальную текстуру и
заставляли LM-518IA звучать как люксовый и дорогой аудио продукт – но все же я предпочел
более простую и живую нейтральность G.E. и Shuguang. Мои эксперименты с лампами
оказались ценными и занимательными. Они доказали, что Shuguang производит достойные
лампы.
В популярной серии бескомпромиссного немецкого бренда используются собственные уникальные решения в сочетании с комплектующими повышенного качества. Кроме того, была улучшена…
В конце 2023-го мы познакомились с беспроводными ANC-наушниками Focal Bathys. В прошлом году они многими были признаны лучшими полноразмерными моделями…
Греем для прослушивания чрезвычайно интересную пару от крутого немецкого бренда. Он почти неизвестен в нашей стране, а рассказывать о его…
На российском рынке появился новый бренд, достойный, на наш взгляд, самого пристального внимания. Первое знакомство с его изделиями приятно удивили…
Плюсы: Проницательный звук Хорошие записи действительно «поют» Отличная коммутация Минусы: Соответствие аудиосистеме и записи имеет решающее значение Французский аудиобренд Atoll…
Великолепная связка: Audium Comp 9.2 - Atoll AM400 - Atoll PR400 - Atoll ST300