Кабели In-Akustik Referenz Selection

Эффект присутствия

Компании, специализирующиеся на выпуске массовых аксессуаров и кабелей для домашней электроники, нередко предпринимают попытки расширить ассортимент за счёт моделей более высокой ценовой категории. Но при этом далеко не всем удаётся составить достойную конкуренцию маститым производителям кабельного хай-энда. Хотя, как мы сейчас увидим, исключения всё же случаются.


Межблочные и акустические кабели топовой серии Referenz Selection немецкая фирма In-Akustik стала выпускать не так давно, года три-четыре тому назад, и данный факт не остался незамеченным в отрасли. Сначала в европейских, а затем и американских специализированных изданиях вышли весьма благосклонные рецензии. Эти же кабели появились в продаже и в нашей стране, и мы не упустили случая познакомиться с ними поближе.

В моделях топовой серии In-Akustik нет ничего сверхъестественного. Применяется такое же сырье и материалы, что и в кабелях линейки уровнем пониже. Производство собственное, расположено в Шварцвальде — в юго-западном горном регионе Германии. Здесь же, в городе Бальрехтен-Доттинген, осуществляется и окончательная разделка акустических или межблочных пар, притом все операции выполняются вручную, а за каждую готовую единицу продукции мастер несёт персональную ответственность. Но не только hand made выделяет референсные модели — есть отличия, притом порой существенные, и в конструкции кабелей, но о них расскажу уже в ходе теста.

По собственному опыту знаю, что изделия такого ценового уровня, как Referenz Selection, редко получаются нейтральными, а потому «академические» методики тестирования, когда межблочный кабель сравнивается с перемычкой, а акустический включается последовательно с эталонным, а не вместо него, оказываются малоинформативными, а то и вовсе неприемлемыми. Поэтому я решил провести более наглядные испытания, когда все сравнения проводятся в референсной системе при замене испытуемого кабеля эталоном с хорошо известными свойствами. И в каждом случае будут использоваться две «точки отсчета» — для большей репрезентативности. Межблочники RCA сначала станем сравнивать с относительно недорогим Real Cable CAOCC 90 (образец №1, 4500 руб.), являющим собой пример традиционного коаксиала, изготовленного из сверхчистой длиннокристаллической меди, а затем с Musical Wire Cadence Signature (образец №2, 24000 руб.), который мы применяем в качестве эталона едва ли не во всех наших тестах. Акустические кабели, в свою очередь, будут соревноваться с плетёным Legacy TL Speaker (образец №3, 35000 руб.) и продвинутым Cardas Clear Sky 2 x 3 (образец №4, 42600 руб.) — все они одинаковой трёхметровой длины и с традиционной двухпроводной разделкой.

И в финале мы проведём прослушивание системы, в которую будут включены и межблочные, и колоночные кабели In-Akustik. Дело в том, что когда в тракте работают два разных по назначению, но одинаковых по инженерной идеологии кабеля, нередко наблюдается эффект умножения их отдельных достоинств. Впрочем, в таком варианте могут ярче обозначиться и недостатки.

In-Akustik Referenz Selection
Производитель: IN-AKUSTIK GMBH & CO. KG (Германия)
www.in-akustik.com

NF-1203 RCA (XLR)
Длина: 0.75 м

Сразу бросается в глаза несоответствие массы кабеля его калибру. Внешне солидный, диаметром 9 мм, NF-1203 RCA на поверку оказывается очень лёгким. В чём лично я никакого криминала не вижу — наоборот, он будет меньше нагружать гнёзда RCA. Наконечники необычные — с отдельными родиевыми контактами на кольцевой части. Садятся они в гнездо мягко и плотно. Центральный контакт отполирован до идеального блеска и тоже покрыт родием.

Легковесность кабеля объясняется его конструкцией. Внутри имеются три пустотелых трубки из полиэтилена, задача которых состоит в том, чтобы максимально разнести пары симметричных проводников друг от друга ради снижения внутренней ёмкости. Сами проводники набраны из нескольких жилок из меди OFC, покрытых эмалью для блокировки вихревых токов, и заключены в диэлектрик из DUO-PE II — полиэтилен с улучшенными изоляционными свойствами и меньшим «эффектом памяти». Всю конструкцию обтягивают медный экран и нейлоновая защитная оболочка.

В сравнении с образцом №1 прибавка в телесности звучания очевидна. Нижний регистр плотнее и фундаментальнее, разборчивость существенно выше. В среднем регистре саунд не такой «сладкий», но в целом ровный. Верхний диапазон передаётся на первый взгляд с более агрессивной динамикой, однако если слушать вдумчиво, то начинаешь замечать другую особенность — лучше проявляются резко звучащие металлические составляющие. И по другим субъективным признакам воспроизведение с NF-1203 RCA интереснее.

А вот сравнение со вторым образцом уже не столь однозначно. Немецкий интерконнект слегка проигрывает эталону №2 в передаче пространства. Есть объём, в порядке глубина сцены, а вот фокус каждого образа не такой чёткий. NF-1203 RCA склонен слегка укрупнять мнимые источники. Но снова отмечаю высокую «материальность» всех звуков. Похоже, это главный отличительный признак кабеля.

LS-1203 BFA
Длина: 2 x 3 м

Акустический кабель с тем же индексом выглядит в целом так же, как межблочный (за счёт чёрной нейлоновой оболочки), и тоже относительно нетяжёл, поскольку львиная доля внутреннего объёма приходится на воздушные полости. Однако меди OFC в нём несоизмеримо больше — LS-1203 по сечению эквивалентен стандартному проводу 2 х 4,4 мм2. Все токопроводящие жилки с лаковым покрытием распределены на 12 секций, и каждая тоже имеет полимерный каркас и снаружи защищена двумя слоями изоляции из полиэтилена. Выпускается LS-1203 в обычной и бай-вайринговой версиях. В качестве терминалов возможны фирменные «лопатки» KS-103, подпружиненные «бананы» в прозрачной изоляции BFA-103 или элитные коннекторы EasyPlug — все с родиевым покрытием зеркальной чистоты.

В сравнении с образцом №3 немецкий кабель показал лишь одно ключевое достоинство — с ним система звучит динамичнее, я бы даже сказал, брутальнее. Верхний регистр нарочито чёткий и подробный — такой почерк лучше раскрывает колорит металлических дискантов, но немного огрубляет голосовые сибилянты. Фонограммы, сделанные ещё на старом аналоговом оборудовании, передаются живо, подробно, но вместе с тем есть и нездоровый акцент на имеющихся в таких записях шумах. Однако после сравнений с четвёртым образцом сложилось ощущение, что LS-1203 вовсе не лишён деликатности. Бас «крупный», внятный и богатый, но ничуть не переигранный, а как раз в меру — без бубнения или гулкости. Сцена формируется не столь масштабно, зато пространственная деталировка точнее. Середина звучит гармоничнее.

NF-1203 RCA + LS-1203 BFA

В таком сочетании телесность воспроизведения становится ещё заметнее, буквально все звуки получаются вещественными и чётко обозначенными в трёхмерном объёме сцены. Выравнивается и тональный баланс, и гармоническая разборчивость. Прибавка в динамике уже не так велика, но она происходит именно за счёт повышения скорости и точности передачи фронта звуковой атаки. А самое удивительное, что сцена получается практически идеальной. Образы, которые слегка «раздул» и сместил по эшелонам межблочник, аккуратно сфокусировались и встали на свои места благодаря особенностям акустического кабеля. Музыкальная картинка обрела стабильность, глубину и чёткость на флангах. Так что сложение достоинств налицо. И даже без побочных эффектов.

NF-1603 RCA (XLR)
Длина: 1 м

У NF-1603 довольно много отличий от модели, описанной выше. Общее, пожалуй, лишь оформление из чёрной нейлоновой сетки да применяемые на кабеле металлические терминалы (в версии RCA — с родиевым покрытием контактов, в XLR — с золотым). Удивляет способность кабеля запоминать приданную ему форму. Он словно пластилиновый — его можно выпрямить в струнку или согнуть самым хитрым образом. Такая податливость бывает очень кстати, когда компоненты системы размещаются в стеснённых условиях и применение толстых кабелей чревато повышенными нагрузками на гнёзда. Внутри кабеля уже не 3 каркасных трубки из полиэтилена, а 19 — 3 в сердцевине и 16 по внешнему периметру. Последние служат амортизатором и защищают токопроводящие части от вибраций. С 4-х до 6-ти увеличено и число сигнальных проводников. Каждый представляет собой сборку из эмалированных проволочек OFC, заключённую в изоляцию из DUO-PE II.

По сравнению и с первым, и со вторым образцом NF-1603 демонстрирует один ярко выраженный эффект: с ним звука, выражаясь просто, становится больше. Подчёркивается динамика, возрастает информативность, образы любого масштаба в звуковой сцене предельно конкретизируются. Из-за этого передний план получается зримым, широким и очень выразительным. А вот глубины пространству уже немного не хватает — особенно если сравнивать с межблочным Musical Wire Cadence Signature. А в спарринге с недорогим Real Cable CАOCC 90 интерконнект In-Akustik демонстрирует тотальное превосходство в проработке баса.

LS-1603 BFA
Длина: 2 x 3 м

Отличие от LS-1203 состоит лишь в том, что на пластиковый трубчатый сердечник чуть большего диаметра навивается с большим шагом не 12, а 16 изолированных проводников, основу которых — снова подчеркну этот факт как весьма важный — составляют отдельные эмалированные проволочки из меди OFC. Иными словами, перед нами этакий гибрид — литцендрат, но с хитрой пространственной структурой, которая роднит его с разнообразными плетёными. Цель таких ухищрений одна — снизить погонную индуктивность. При этом LS-1603 обеспечивает сечение по меди, эквивалентное проводу 2 х 5,92 мм2, так что этот кабель можно использовать вместе с усилителями, имеющими невысокий демпинг-фактор и потому особенно чувствительными к любым энергетическим потерям в соединительной линии. Покупателям кабель предлагается уже разделанным. Можно выбрать стандартный или бай-вайринговый вариант с любыми наконечниками. На нашем образце были фирменные «бананы» BFA-103 с родиевым покрытием, защищённые изоляцией из поликарбоната, как того требуют британские стандарты.

От LS-1603 я ждал какого-то особого эффекта, но наша система с этим кабелем показала почти те же отличия, что и при испытании LS-1203. Я даже сверил свои пометки, сделанные при прослушивании этой модели — они оказались буквально один в один. Привносится динамика, слегка выделяются резкие металлические дисканты, акцентируется шум фонограмм, слегка сужается сцена и т.д. Но чем дольше я вслушивался, тем больше находил интересных нюансов. LS-1603 предлагает более эмоциональную и свободную трактовку того, что воспроизводит система. Явственней передаётся атмосфера зала, басовые послезвучия богаче на гармоники, но чуть более скупы на протяжённость, ввиду чего нижний регистр передаётся более хлёстко и живо. «Медь» же начинает вообще блистать во всей красе. Так что к середине не придраться — наша система с этим кабелем стала лучше выявлять мельчайшие тональные оттенки.

NF-1603 RCA + LS-1603 BFA

При одновременном включении в систему двух вышеописанных кабелей появляется иллюзия большей пространственной упорядоченности и лучшей гармонической сбалансированности звучания. Иными словами, снова имеет место удивительное выравнивание качеств, но выражено оно, правда, не в такой явной степени, как с моделями 1203. Главный плюс этой пары проявляется в другом: прибавка в информативности не приводит к усилению механистичности звучания, как часто бывает с аудиокомпонентами, у которых, как в нашем случае, скорее аналитический, чем художественный характер. Напротив, немецкие кабели позволили технике прозвучать живее, выявить в записях новые краски и какие-то ускользающие нюансы, усилить эффект присутствия.