Кабели InAkustik обновленной серии Exzellenz

Продолжаем обзор новых кабелей InAkustik, относящихся к относительно доступной серии Exzellenz.

МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ МЫСЛИ II
Напомним, чем примечательны кабели обновленной серии Exzellenz. Все представители этой линейки производятся в Германии, а не заказываются на стороне, как некоторые модели Premium и стандартная линейка Star. Немаловажно и то, что для некоторых изделий компанией самостоятельно разработаны улучшенные разъемы. В частности, это касается межблочника RCA, балансного XLR и заказываемых в качестве опции акустических “бананов”. Почти во всех обновленных продуктах Exzellenz применяется усиленное двойное, тройное и даже четырёхкратное экранирование в зависимости от назначения кабеля. Как и в моделях “цифровой” линейки, отдается предпочтение проводникам большого сечения, либо довольно толстым моножилам, покрытых серебром. Наконец, есть еще одно отличие – не слишком существенное, но приятное. Почти все кабели серии за редким исключением облачаются в текстильную черно-белую защитную “рубашку”, как у моделей более высокого класса Referenz. И в этой ценовой категории вы вряд ли найдете другие так же добротно одетые кабели.

Все пробы мы проводили в эталонной системе, в которой изначально соединения выполнялись гораздо более высокой по классу серией Referenze Selection. В частности, между CD-проигрывателем и интегральником был задействован топовый “воздушный” интерконнект NF-2404, а в акустической линии – LS-1603. К сравнению со стандартными кабелями более низкой ценовой категории в этот раз решили не прибегать (такие опыты хороши, как правило, лишь для получения базовых субъективных впечатлений и не всегда раскрывают тонкости влияния кабеля). А чтобы еще больше сосредоточиться на особенностях, в тестовой системе использовалась диаметрально разная по идеологии акустика – Focal Sopra №1 и Tannoy GRF90. Первые, достаточно компактные, представляли звуковую школу с максимально высоким разрешением, образцовой тональной и пространственной точностью. А полнодиапазонные напольные сочетали высокую чувствительность с супердинамикой, живыми тембрами, свободой и мягкой музыкальной трактовкой.

Exzellenz Audio Cable RCA

Новый кабель имеет традиционную коаксиальную структуру, но с четырехкратным экранированием – в структуре дважды (!) повторяется чередование фольги и медной оплетки. На нем смонтированы металлические разъемы RCA с позолоченными коннекторами из меди OFC. Поскольку межблочник унифицирован с цифровой версией, имеющей волновое сопротивление 75 Ом, в качестве сигнальной в нем применяется толстая посеребренная моножила. Выпускается в длинах 0,75, 1,5 и 3 метра. Кабель также имеет монофоническую SUB-разновидность, которая производится в диапазоне длин от 2 до 12 метров.

После замены эталонного NF-2404 на Exzellenz Audio Cable звуковой почерк тестовой системы меняется очень значительно. Сначала возникает ощущение, что с новым кабелем компоненты звучат энергичнее, даже есть некоторая прибавка четкости (особенно заметно на напольных спикерах), которая выражается в том, что лучше передается быстрый бас и «панч». В верхнем диапазоне тоже все вроде бы неплохо. Проявляется «серебро» в хорошем смысле слова — не как агрессивная подкраска, а как приятная колоритная особенность. В тоже время слегка снижается информативность в самых низких басах, менее «атмосферным» выходит воспроизведение акустики зала или студии. Эти выводы подтверждаются и при прослушивании музыки на мониторах Sopra, но в этом случае акценты смещаются еще сильнее. Нижний регистр теперь явно упрощен и скован, микродинамика беднее, несколько «злее» верхний регистр. Хотя проигрыш дорогому эталону становится еще более очевиден, сильных сторон у Exzellenz не отнять. Кабель в отличие от других недорогих конкурентов способен верно передавать объем и геометрию звукового пространства. Здесь – минимум изменений! Более того, мне показалось, что недорогой интерконнект способен придать образам даже чуть большую материальность, чем NF-2404. Возможно, несколько нарочитую, но большинству системных комбинаций это даже пойдет на пользу.

Exzellenz Audio Cable XLR

Балансная версия делается на основе другой внутренней архитектуры – двойной симметричной. Здесь каждая пара из многожильных проводников OFC с серебряным покрытием защищена экраном из фольги, а общий “пакет” – плотной оплеткой. Толщина внутренней изоляции подобрана таким образом, чтобы балансная линия имела как можно меньшую электрическую емкость, поэтому у кабеля и внешний диаметр вышел довольно солидным. Главное, пожалуй, то, что на нем также ставятся особые разъемы – с виду очень качественные и опрятные “папы” и “мамы” XLR в металлических корпусах с полированными позолоченными контактами.

В идеале, конечно, этот кабель стоило бы сравнивать с балансной версией NF-2404, однако в нашем распоряжении её не было, поэтому ничего не оставалось, как устроить дуэль с “сингловым” NF-2404. И сразу – позитивные эмоции! Больше глубины в сцене, больше “мяса” в басе, даже в верхнем регистре прослеживается похожий породистый и богатый характер (высказывание справедливо, правда, только при прослушивании через напольные Tannoy). Сугубо с “технической” стороны балансный Exzellenz не проигрывает флагману, а звук в целом обладает еще более роскошной динамикой. Даже без учета разницы в цене именно его хочется оставить в системе.

Когда аналогичное сравение с эталоном провожу в системе с мониторами, выводы уже не так оптимистичны. Выигрыш – только в быстрой динамике. Сохраняется хорошая энергетика и структурность в басах. В среднем регистре выделяются яркие тона, а с этим уходит ощущение естественной нейтральности. И в верхней полосе меньше тонких нюансов: “звонкости” побольше, а на “дыхание” звук скуповат. Но даже после этого не перестаешь смотреть на балансный Exzellenze с уважением. Правильная, а главное – стоящая вещь!

Exzellenz Speaker LS-40

Линейка акустических кабелей пополнилась сразу двумя «экселленцами» – стандартной моделью LS-20 с парой традиционно свитых между собой многожильных проводников сечением 2х2,5 мм², и её дабл-версией LS-40, в которой уже две витых пары того же состава (50 медных жил диаметром 0,25 мм). В последнем варианте для точного внутреннего позиционирования проводников относительно друг друга применяется направляющий элемент из полиэтилена. Далее речь пойдет именно о такой продвинутой версии, причем на тест попала модель в бай-вайринговой разделке с опционными «бананами». Приобрести LS-40 можно как с катушки, так в готовом «коробочном» варианте, но без… терминалов. И, кстати, не факт, что этот вариант чем-то хуже. Во-первых, он получается заметно дешевле разделанного. Во-вторых, концы проводников плотно и надежно обжимаются контактной оболочкой. Главное, чтобы клеммы на АС давали свободный открытый доступ к винтовым зажимом и не были помещены вглубь ниш.

После замены эталонного кабеля в звучании системы происходит такая же метаморфоза, как и после рокировки межблочников RCA: некоторое упрощение тонального и микродинамического рисунка, которое компенсируется некой привнесенной “конкретностью”. В звучании выделяются энергетические составляющие. Возрастает динамика, энергичнее трактуется средний диапазон. Наибольшие потери – по верху. Только проявляются они не ослаблением динамики и звонкости, а меньшим количеством воздуха и колоритных деталей (когда задействованы мониторы Focal, к этому добавляется и странная шероховатость на ВЧ). Но констатировать полное фиаско не стану. Посмотрите, насколько отличается в цене эталонный LS-1603 – почти на порядок! Вдобавок разница в классе кабелей может нивелировать и акустика. Например, с шотландскими напольниками Exzellenz сдружился гораздо лучше. В середине и на ВЧ сохранилась свобода и богатство тембров, а потери свелись лишь к своеобразной трактовке низкого диапазона: слегка ослабились тонкие басовые гармоники, чуть менее разборчиво в пространстве локализовались ударные – они выходили крупнее и чуть массивнее, чем в случае с Reference Select.

Exzellenz Power Bar AC-25.6

В чистом виде «силовика» Exzellenz еще не существует, зато в серии появился сделанный на базе провода сечением 3х2,5 мм² удлинитель c качественной вилкой (у нее полированные штыри) и коробом из алюминиевого анодированного профиля для шести розеток. Каких либо элементов фильтра в вилке, как и внутри короба (как, например, сделано в Referenz Power Bar AC-1502-P6), не предусматривается. Экраном служит только корпус изделия. Отличаются и токопроводящие шины, соединяющие розетки между собой – они вдвое меньшего сечением (4 мм² вместо 8 мм²).

Все прослушивания выше мы выполняли на компонентах, напрямую подключенных к стенным розеткам. Сохраняя индивидуально подобранные фазы переключаем питание через эталонный Referenz Power Bar AC-1502-P6. Небольшое, но ясно различимое изменение есть! Появляется больший объем в сцене. Смягчаются напряжённые оттенки в верхней середине, благодаря чему музыку можно комфортно слушать и на повышенной громкости. Меняется трактовка баса – воспроизведение покоряет рельефностью. Однако и переключение питания на простой удлинитель Exzellenz (разумеется, с соблюдением фаз) дает эффект, который можно описать теми же словами! Звучание органичнее и лучше подается осмыслению. Во всяком случае, при сравнении двух удлинителей гораздо сложнее найти отличия в звучании системы, чем когда удлинитель из питания исключаешь вовсе. Стоило, например, вилки компонентов вынуть из Exzellenz Power Bar AC и воткнуть напрямую в стенные розетки, как звук буквально «сковало» какими-то невидимыми цепями – формально воспроизведение сохранило точность, но пластики и свободы стало меньше. Причем этот эффект проявился как с напольной акустикой, так и с педантичными мониторами.

Такое поведение можно объяснить лишь одним: получая энергию даже от простого Power Bar, компоненты помещаются в абсолютно равные условия питания, а вся система начинает работать как единое целое. Чего не скажешь о стенных розетках. Даже самые качественные, с хорошей закладной проводкой, могут таить в себе пусть небольшие или вовсе микроскопические физические и электрические отклонения. А это как-то сказывается на работе трансформаторов компонентов и, как следствие, на звучании.

КОМПОНЕНТЫ

CD-проигрыватель McIntosh MCD550
Интегральный усилитель McIntosh MA7900
Акустические системы Focal Sopra #1, Tannoy GRF90
Кабели:
межблочные InAkustik Referenz Selection NF-2404
акустические InAkustik Referenz Selection LS-1603
силовые InAkustik Referenz AС-1502 и Referenz Power Bar AС-1502-P6