Репортаж с фабрики InAkustik

Юго-западная часть Германии чаще всего ассоциируется со знаменитым Баден-Баденом, восхитительным местным вином, сырами и шварцвальдской ветчиной. Знатоки археологии непременно вспомнят о богатом доисторическом прошлом этих земель, относящемуся к медному, бронзовому и железному векам. Именно здесь, в деревушке Бальрехтен-Доттинген, в наши дни базируется фирма InAkustik, производящая широчайший ассортимент кабелей. Буквально на днях мы побывали там и побеседовали с главным инженером.

Всего пять шагов отделяют чью-то кукурузную плантацию от хозяйства InAkustik, да и с виду главный корпус компании мало похож на фабрику. Та сторона, что окнами смотрит в поля, является деловым офисом. По другую сторону постройки – большая складская часть. Сам сборочный цех разместился в компактной одноэтажной пристройкой справа. А по левой стороне фасада находим главный вход. За дверью – помещения для переговоров и демозал.

В одном из них как раз сейчас начинается презентация для дилеров. «ДНК обезьяны отличается от ДНК человека лишь на два процента. Винглеты весом всего 5 кг на крыльях «Эйрбаса» меняют аэродинамические характеристики 70-тонного лайнера», – Хольгер Вашсманн, главный инженер InAkustik, приводит эти примеры, чтобы каждому стало понятно — в аудиокабелях тоже не бывает мелочей.

На экспериментальной установке Хольгер ставит несколько опытов с разными диэлектриками и объясняет, почему так сильно меняются электрические характеристики. Импровизированный урок физики переходит в презентацию разработанных в InAkustik уникальных технологий воздушной изоляции. Его коллеги проводят экскурсии и посвящают в особенности кабельного производства, показывают хранилища деталей для будущих кабелей и логистику отгрузки готовой продукции.

Серия Exzellenz подразумевает не только высокое качество за разумные деньги, но и широкий выбор.

Под флагманский LS-4004 Air пришлось сделать гигантскую коробку.

Однако в этом мире типичного немецкого порядка есть место для нестандартных подходов и даже для загадочных вещей. Например, в паре километров от фабрики находится приют для людей с ограниченными возможностями. Именно здесь InAkustik организовала первичную сборку каркасных кабелей серии Referenz Selection. Работники неспешно протягивают проводники через полиэтиленовый «хребет» будущих флагманских кабелей, и выполняют эту операцию с величайшим старанием. По лицам видно, что для них это скорее приятное и полезное занятие, чем рутинная работа. А чтобы не нарушать этой гармонии, перед мастерской не ставят ни каких-то жестких планов, ни сроков. Производственный «орднунг» включается только на этапе финишной сборки кабелей, который также осуществляется вручную, но уже специалистами InAkustik.

Не ищите в гамме InAkustik кабель с такими тонкими серебряными проводниками. Это спецзаказ от другого аудиобренда.

На одном из стапелей я замечаю заготовку для кабеля, которого нет в ассортименте фирмы – вместо медных «переплетов» в нем протянуты тончайшие проводники из другого металла. «Нет, это не прототип. Это выполняется спецзаказ от одного из партнеров. – поясняет Хольгер, не раскрывая ни марки будущего кабеля, ни его предназначения. – Могу лишь сказать, что это будет довольно дорогое и необычное изделие». После этого мы и договорились с инженером о большом интервью. Вопросов-то хватает…

Слева – Дитер Амман, гендиректор InAkustik, в центре – Хольгер Вашсманн, главный инженер InAkustik, справа – Кирилл Брацлавский, менеджер компании «Бонанза»

СПРАВКА

InAkustik была основана в 1977 году как одно из подразделений Braun Group. Помимо нее в группу входят известный в мире производитель моделей и миниатюрных железных дорог BRAWA (основана в 1948), компания Braunkabel (1972) и Eagle Cable (1984). В настоящее время Braun Group независима от сторонних поставщиков кабелей, поскольку располагает собственным заводом в Штутгарте с высокотехнологичными мощностями для выпуска разнообразной кабельной продукции.

Номенклатура InAkustik уже превышает 700 позиций. Все кабели для аудиосистем и мультимедиа проектируются на технической базе в местечке Бальрехтен-Доттинген. Самые доступные модели производятся проверенными партнерами из Азии и Китая, с которыми компания сотрудничает уже четверть века. А кабели продвинутых серий Premium (частично), Exzellenz и Referenz – в Германии.

Помимо фирменной продукции InAkustik делает кабели по OEM-контрактам для Beyerdynamic, Nubert, T+A, Allstar, Gira, ALR Jordan и ряда других партнеров. Объемы выпуска составляют 1300 метров еженедельно. Параллельно InAkustik развивает выпуск музыкально-мультимедийного контента, инсталляционного и осветительного оборудования Ambientech.

Теперь – наши вопросы Хольгеру Вашсманну

— Как долго InAkustik добивалась признания самых взыскательных аудиофилов?

— Я бы сказал, что все прошедшие сорок лет. Точных рубежей не назову, потому что в этом бизнесе постоянное развитие важнее каких-то отдельных достижений. Меняются времена – меняются требования. Процесс и сейчас не останавливается.

— Но наверняка однажды удалось сделать нечто такое, что всколыхнуло рынок?

— Да, это случилось в 2004 году, когда мы представили акустический Referenz LS-1002. Он тогда произвел сильный вау-эффект и стал для InAkustik ключом к двери в High End Audio. О нас стали писать в аудиофильской прессе. Для компании это был рывок в технологиях, мы перешли на лучшие изоляторы и новые конструкции. Они задали вектор развития всех новых кабелей в топ-линейке. Кстати, LS-1002, производится и сегодня.

— Помню, до Referenz выпускалась серия BlackWhite. Почему вся гамма современных продвинутых кабелей, включая и Exzellenz, от линейки, которая, на мой взгляд, была отнюдь не выдающейся, унаследовала аналогичную черно-белую гамму в оформлении?

– Всё просто. Такой дизайн выделял нашу продукцию. К тому же именно эти цвета лучше всего подчеркивали серьезность наших кабелей. Поэтому другие варианты оформления мы даже не рассматривали, а ассоциации с BlackWhite в расчет не принимали.

– Почему используете цифро-буквенные сочетания для названий? Не лучше ли придумывать каждому изделию собственное запоминающееся имя?

– Когда-то в индексации мы отражали характерные для того или иного кабеля особенности конструкции. Затем от этого отошли, но цифры и буквы сохранили, поскольку такие названия позволяли клиенту понять внутреннюю иерархию кабелей от более простых к самым продвинутым и дорогим.

– Вы не раз говорили, что InAkustik придерживается только научных подходов. Кто из конкурентов, на ваш взгляд, идеологически близок? Есть те, за кем вы следите с особой ревностью?

– Да, мы всегда делали упор на физику, инженерные знания и технологическую базу, развивая наши продукты без какой-либо алхимии и вуду. Похожих принципов, думаю, придерживается и Audioquest. Но если говорить не о разработках, а о рыночной конкуренции, то здесь всё сложнее. Покажите мне того, кто под одной маркой предлагает сравнимый ассортимент. Их просто нет! Конечно, закрывать сразу четыре совершенно разных ценовых сегмента хлопотно, но нам это, образно говоря, дает больше ног для движения вперед.

– Всем известно, что в США кабельных компаний столько, что яблоку негде упасть. Не ставите перед собой задачу если хотя бы не бросить им вызов, то хотя бы открыть для себя Америку?

– Надо отдать им должное. Именно американские фирмы больше всего продвинули кабельный бизнес. Приплюсуйте удачное сочетание всех факторов: сильная экономика, огромный рынок, значительные ресурсы, самые передовые технологии… С американцами и сегодня очень трудно бороться, поэтому задачи прорваться не ставилось. Но если на североамериканском континенте найдется сильный партнер, если там по достоинству оценят наш новый флагманский Referenz Selection LS-4004 AIR, то почему бы и не попробовать?

– Другие направления InAkustik – музыкальное, инсталляционное, LED-освещение Ambientech – в этом не помогут? Как вообще пришли к мысли развивать эти сферы?

– Добавлю, что в Германии мы еще занимаемся дистрибуцией аудиотехники Piega и Primare. Но вообще это результат оптимизации ресурсов. Области связаны между собой, перспективны и служат подстраховкой от изменчивой конъюнктуры. Сейчас основной и наиболее стабильный доход компании приносят кабели. Но жизненный цикл такого продукта исчисляется многими годами. А продукция для «умных домов», как и Ambientech, реализуется в течение года. Приходят архитекторы с каким-либо масштабным проектом и формируется, как правило, серьезный заказ. Какие-либо музыкальные издания вообще распродаются в течение двух-трех месяцев после релиза, после чего интерес к ним падает и можно запускать новые. Зато в итоге и склады не простаивают, и растет клиентский охват. Кто-то, например, вообще никогда не слышал об InAkustik, но получив на Рождество подарок наш музыкальный CD или BluRay с концертом в UHD-качестве, начинает интересоваться брендом и открывает для себя огромную номенклатуру кабелей.

Зачистка от изоляции проводится на специальной установке. Но все равно эта процедура не быстрая, ведь обрабатывать приходится каждый провод индивидуально.

Здесь кабелю-заготовке ткут свою нейлоновую защитную «рубашку»

К монохромной гамме в дизайне кабелей высшего качества пришли давно и отказываться от нее не собираются.

Уникальный оптический HDMI, производимый на InAkustik из одномодовых волокон телекоммуникационного класса, способен передавать UHD-сигнал на расстояния до 100 метров, что и показывает специальное тестовое оборудование.

– Вы постоянно подчеркиваете, что для их производства применяете наилучшие материалы. Не раскроете поставщиков?

– Наше самое больше преимущество – собственная производственная база в Штутгарте. Здесь, в Доттингене, сосредоточена разработка, сборка, маркетинг и логистика. А основу для будущих кабелей производит наш завод, который полностью специализирован на этой отрасли. У них намного больше возможностей проверить качество закупаемых металлов. Пользуясь своими связями, они могут выбрать самых добросовестных поставщиков изоляторов. Поэтому нет сомнений, что медь класса OFC, которую они получают от переработчика в Гамбурге, будет не на бумаге, а по факту бескислородной и чистой.

– Есть еще медь PC-OCC, получаемая методом непрерывного литья. Многие японские компании на ней буквально взлетели, но вы не используете её. Почему? Цена?

– Длиннокристаллическая медь, полученная в лабораториях, материал уникальный и действительно дорогой. Но та, что выпускается азиатскими предприятиями в промышленных масштабах, мягко говоря, не совсем PC-OCC. В процессе производства «непрерывно отлитую» нить неоднократно «тянут», из-за чего кристаллическая структура приходит в такое же состояние, как и в OFC.

– Какое значение вы уделяете полировке поверхности проводника?

– Еще лет 15 тому назад мы озаботились этим, потому что чистота поверхности в теории должна влиять на целостность передаваемого сигнала и в конце концов сказываться на звучании. Но мы не нашли подтверждения этому техническими средствами – качество поверхности тех проводников, которые мы использовали тогда и сейчас, и так достаточно высоко. А технологи в этом направлении пока ничего нового не предложили.

– InAkustik принципиально избегает использовать металлы-добавки или какие-то особые покрытия для проводников? Это что-то из области вуду?

– Вовсе нет. Обыкновенная наука… Если один металл покрывать или легировать другим, можно добиться больших изменений физико-химических, электрических или механических параметров проводника. Но будет ли в этом польза для звука – большой вопрос. «Присадки» чаще всего дают своеобразный подкрашивающий эффект, который как раз и нежелателен. Вот почему в самой дорогой линейке мы отдаем предпочтение чистым материалам. А серебрение, как наиболее эффективный и предсказуемый способ улучшить свойства кабелей, используем только в линейке Exzellenz.

– Но ведь был выпущен и акустический Referenz с приставкой Silver?

– Один азиатский дистрибютор очень долго уговаривал сделать такую версию. Пошли ему навстречу. Посмотрим, что из этого выйдет.

– Каким методом наносится серебро механическим или гальваническим?

– Для борьбы со скин-эффектом критичен не способ, а толщина серебряного покрытия. Гальваника позволяет наносить достаточное количество металла.

– А кабели из чистого серебра мы увидим? Вы можете ответить или «да», или «нет»…

– (Долгая пауза) Отвечу так: никогда не говори «нет».

– Поговорим об изоляторах. Тефлон или полиэтилен – что перспективнее? Появится ли в кабелях DUO-PE III?

– Это как раз то направление, за которым я слежу особенно внимательно. Хотя ничего прорывного здесь пока не придумали, технологии все-таки на месте не стоят. Тефлон (известный еще как и фторопласт — прим. Ред.) сам по себе очень хороший диэлектрик и в начале 90-х мы производили кабели именно с ним, несмотря на высокую стоимость и сложности, связанные с повышенными температурами нанесения. А затем появились более доступные и технологичные комбинации из твердого и вспененного полиэтилена, которые по ряду параметров превзошли тефлон. А теперь вспомните опыт, который я показывал дилерам – при переходе от полимерной изоляции из гранул ПВХ к пустой трубке, заполненной обычным воздухом, электрическая емкость в проводнике снижалась не на какие-то проценты, а в несколько раз! Поэтому из всех диэлектриков мы ставим на воздух – на технологию Air.

– Ощущается ли дефицит новых идей?

– Нет. Новые технологии порождают новые инженерные решения и наоборот. Это постоянное движение в обе стороны.

– В этом движении особое место, наверное, есть и «слухачей»? Привлекаете ли вы сторонних аудиоэкспертов для субъективных тестов будущих продуктов?

– В простых массовых продуктах субъективные оценки роли не играет – там важнее другие параметры. А в кабелях топ-класса мы старается выразить свое представление о звучании. Поэтому на этапе разработки все прослушивания делаются без посторонних «ушей». Может, это правило нам стоит пересмотреть, но отклики наших клиентов говорят о том, что мы идем в правильном направлении.

Москва — Бальрехтен-Доттинген – Москва, сентябрь 2017.

Для сборки «воздушных» конструкций используется специальный стапель.

Набор медных «косичек» для будущих колоночных кабелей перед сборкой размечают цветным лаком.

Простую, но требующую особого внимания, операцию по протяжке проводников, выполняют люди с ограниченными возможностями.

Когда сквозь отверстия в дисковых элементах будет протянут последний 16-й проводник, звенья кабеля будут переставлены относительно друг друга на 90 градусов.

Склад издаваемых InAkustik медиа-носителей обслуживает компьютерная система, которая формирует для кладовщика наиболее короткий и быстрый путь обхода для сборки заказа.

На верхних полках стеллажей размещены кабели-полуфабрикаты, пришедшие с завода в Штутгарте. И это от силы лишь двадцатая часть запасов.

Перед окончательной сборкой кабели серии Referenz распределяются по типу и длине.

Чтобы не повредить довольно нежные проводящие «пряди» межблочных моделей, их окончания помещают в технологические трубки.

Внутренняя структура акустического LS-2404 намного плотнее и сложнее.