Тест напольных колонок Focal Kanta №2

В данной статье мы рассмотрим интересную систему, составленную из акустических систем Focal и электронных компонентов McIntosh. Вопрос оптимального согласования колонок и усилителей разных производителей – один из ключевых при построении хорошей системы, ведь количество сочетаний неисчислимо, и не всегда сухие цифры помогут дать правильный ответ. Мы постараемся помочь читателям в этом нелегком деле.

Описание и знакомство с компонентами системы мы начинаем с акустики.

Focal Kanta №2
С чем ассоциируется название города Сент-Этьен у французов? Прежде всего, с городской футбольной командой, чей логотип ASSE на зеленом фоне является неотъемлемой частью телевизионной картинки футбольных трансляций. И только причастные к миру Hi-Fi в курсе, что в остальном мире название города хорошо известно еще и потому, что в нем расположена штаб-квартира и завод одного из крупнейших в мире производителей акустических систем – компании Focal, ранее известной как JMLab.

У меня всегда было трепетное отношение к акустике фирмы. Это одна из тех компаний, которые идут по пути непрерывного совершенствования своей продукции и постоянного поиска новых решений. Практически все ключевые компоненты акустических систем, производимых Focal, делаются компанией самостоятельно, и, прежде всего, замечательные передовые динамики. Как и все аудиофилы со стажем, я хорошо помню все вехи на пути к современному бериллиевому великолепию – инвертированный купол из диоксида титана, диффузоры Sandwich W, многосекционные магниты, и т.д. Каждый год инженеры фирмы находят все более интересные подходы к конструкции как динамиков, так и корпусов акустических систем, позволяющие добиваться все более совершенных технических характеристик и высокого качества звучания. Очередной прорыв был совершен пару лет назад в процессе работы над серией Sopra, где были внедрены такие решения, как высокочастотный динамик IHL и модифицированный подвес TMD. Теперь очередные версии этих решений нашли свое место в новых Focal Kanta №2.

Изучаем

Мы начнем наш рассказ о конструкции Kanta №2 с описания использованных в них фирменных технологиях.

Итак, что такое новый твитер IAL 3? По информации производителя, в нем сочетаются такие решения, как IAL (Infinite Acoustic Loading) и IHL (Infinite Horn Loading), которые представляет собой разновидность акустической нагрузки, когда бериллиевая мембрана твитера «видит» за собой практически бесконечный объем. Достигается это, в случае IAL, за счет создания областей декомпрессии непосредственно за мембраной, а в случае с IHL, за счет ее нагрузки на нечто вроде бесконечного рупора точно рассчитанной формы, изготовленного из демпфирующего материала. В сочетании с подвесом из материала Poron это позволяет радикально снизить резонансную частоту твитера, позволяя бериллиевой мембране уверенно вести себя ниже 600 Гц. С учетом того, что диаметр купола составляет всего 27 мм, а мембрана настолько легкая, что ее вес совершенно не ощущается на ладони, это просто потрясающее достижение. Само собой, частота среза в фильтре Kanta №2 установлена гораздо выше – на 2 700 Гц, однако столь низкая резонансная частота свидетельствует о недюжинном динамическом запасе высокочастотного динамика и о том, что сопряжение со среднечастотной секцией проходит без напряжения.

В среднечастотном динамике также применены запатентованные технологии Focal. Первая из них – Tuned Mass Damping или TMD – касается конструкции подвеса диффузора. Инженеры компании долго изучали поведение диффузора в реальном времени методом анализа конечных элементов и обнаружили существенное повышение нелинейности работы подвеса вблизи резонансной частоты динамика. За счет введения в конструкцию подвеса двух параллельных валиков разной толщины удалось значительно улучшить поведение подвеса на частоте резонанса, не увеличивая при этом массу подвижной системы. Как это работает, можно увидеть на приведенной ниже иллюстрации.

Подвес без TMD

Подвес с TMD

Вторая технология, использованная в магнитной системе среднечастотного и басовых динамиков, называется NIC (Neutral Inductance Circuit). Она заключается в установке кольца Фарадея определенной формы в точно рассчитанном месте, это позволяет добиться стабилизации магнитного поля и сделать его нечувствительным к положению в нем катушки, также силе и частоте вихревых токов. Впервые это решение было применено в Focal Sopra в сочетании с диффузором Sandwich W экспоненциальной формы.

Разумеется, в Focal Kanta №2 также установлены динамики с диффузорами типа «сэндвич», только здесь между двумя тонкими мембранами из стекловолокна заключен слой из пористых льняных волокон. Как в любых конструкциях подобного плана, главная задача – обеспечить идеальное сочетание жесткости и внутреннего демпфирования диффузора. Данный материал получил название Flax и используется в акустике Focal уже несколько лет. Пара басовых динамиков диаметром 16,5 см, установленных в нижней части каждой колонки, также снабжены диффузорами Sandwich Flax.

Корпус колонок заслуживает отдельного рассказа, и дело не только в оригинальной расцветке передней панели. Кстати, сочетания разных цветов, а также матовых и глянцевых поверхностей в передней и задней части корпуса четко регламентированы дизайнерами Focal, поэтому пользователь имеет возможность выбрать из заранее утвержденного во Франции множества вариантов расцветки тот, который ему больше понравится, но сам вмешиваться в процесс творчества не может. Главная особенность корпуса Kanta №2, это цельная передняя панель из полимерного композита, который обладает на 70% большей плотностью и на 15% большей жесткостью, чем ДВП. Коэффициент демпфирования также выше на целых 25%. Важно и то, что окончательная форма передней стенке придается ей уже в процессе отливки, и эта форма рассчитана таким образом, чтобы обеспечить правильное временное согласование излучения между разными динамиками, а также радикально снизить уровень ранних отражений. Акустическое оформление – фазоинвертор, организованный по фирменной схеме Power Flow, что подразумевает размещение одновременно двух портов на передней и задней панели. Это призвано обеспечить максимальную свободу работы басовиков и избежать компрессии в низкочастотном диапазоне. Отрадно отметить, что компания по традиции предоставляет информацию о минимальном значении импеданса АС, для Kanta №2 оно составляет 3,1 Ома при номинальном значении 8 Ом. Нижняя граничная частота по -6 дБ заявлена на уровне 29 Гц.

Слушаем

Прослушивание проходило в акустически подготовленном помещении площадью около 40 квадратных метров, поэтому колонкам было, где развернуться. Система предварительно прогревалась в течение нескольких часов.

Начать рассказ о впечатлении от работы системы хочется с высокочастотного диапазона. Среди аудиофилов уже стало общим местом восхищаться способностью бериллиевых динамиков Focal передавать мельчайшие детали записей, однако, на мой взгляд, главное здесь вовсе не ошеломляющий объем выдаваемой ими высокочастотной информации, а то, насколько правильно он интегрирован в общую картину. На рынке есть много колонок, которые могут похвастать звонкими и детальными ВЧ с хорошей атакой и разрешением, однако слишком часто приходилось мне слышать от пользователей, что столь понравившиеся им в салоне системы не выдерживают испытания временем. Уже через несколько недель начинали возникать мысли о замене усилителя, проводов, источника, и так далее по кругу, только бы избавиться от назойливых высоких частот. Так вот Focal Kanta №2 являют собой полную противоположность такому подходу.

Высочайшее разрешение системы на ВЧ совершенно не «бросается в уши», однако стоит в тестовой фонограмме встретиться фрагменту с обилием перкуссии, как ты понимаешь, на что способны Focal. Настолько естественно и узнаваемо звучат тарелки, треугольники и колокольчики, что эффект присутствия получается просто потрясающий. Ниже по диапазону все столь же великолепно, живая и подробная середина делает звучание классических струнных произведений столь увлекательным, что я незаметно для себя забыл о работе и просто слушал, слушал, слушал… Из мечтательного состояния меня вывело мощнейшее фортиссимо и пушечные выстрелы увертюры к «1812 году», скорость атаки на басе просто потрясающая! Рок-композиции и электронная музыка также удаются системе на «отлично», однако здесь уже вступает в игру помещение. При наличии в записи большого количества синтезированного баса может потребоваться скорректировать взаимное расположение слушателя и акустических систем в комнате. Во всяком случае, умения растворяться в пространстве системе не занимать, практически при любом положении слушателя локализовать колонки было практически невозможно.

Что касается электронной части системы, то усилителю McIntosh MA7200 ожидаемо не составило труда как следует прокачать тестируемые колонки от Focal. Судя по всему, немалая часть заслуги в создании объема и столь правдоподобном воспроизведении тембров принадлежит McIntosh. Думается, именно благодаря участию компонентов американской фирмы мощно и вкусно сыграла рок-музыка, и даже не самым лучшим образом записанные диски Stevie Ray Vaughan выпуска 1980-х годов нарастили дополнительные мускулы, в них появился драйв и задор. Ну а аудиофильские издания джаза и классики на SACD в исполнении McIntosh MCD350 просто не оставили места для критики. Лучшей рекомендацией электронной части системы может служить тот факт, что по ходу прослушивания у присутствующих не возникло вопроса о том «А как бы сыграла эта акустика с другим усилителем?».

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Тип – напольные акустические системы | Название – Focal Kanta №2| Частотная характеристика, Гц – 35 – 40 000 | Число полос – 3 (НЧ – 2 x 165 мм, СЧ – 1 х 165 мм, ВЧ – 1 х 27 мм) | Частоты раздела, Гц – 260, 2700 | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 (номинальное), 3,1 (минимальное) | Чувствительность, дБ – 91 | Подводимая максимальная мощность, Ватт – до 300 |Габариты одной колонки, мм – 1118 x 321 x 477 | Масса одной колонки, кг – 35

Тип – стереофонический интегральный усилитель мощности | Название – McIntosh MA7200 | Выходная мощность (4 / 8 Ом), Вт – 200 | Частотная характеристика, Гц – 10 — 100 000 (–3 дБ) | Отношение сигнал/шум, дБ – 113 | Входная чувствительность, В – 0,5/0,25 (симметричный/несимметричный) | Демпинг-фактор – более 40| Аналоговые входы – XLR (1), RCA (5) | Цифровые входы – оптический (1), коаксиальный (1), USB (1), Digital MCT (DIN)|Габариты, мм – 444,5 x 193,7 x 558,8 | Масса, кг – 34,1

Тип – SACD/CD-плеер | Название –McIntosh MCD350| АЧХ – 4 – 40000 Гц (SACD), 4 – 20000 Гц (CD) | Искажения- 0,003% (SACD), 0,002% (CD) | Соотношение «сигнал — шум» — более 108 дБ | Цифровые входы –нет| Поддерживаемые диски – SACD, CD, CD-R/W | Аналоговые выходы – 1 XLR, 1 RCA | Цифровые выходы — 1 коаксиальный RCA, 1 оптический Toslink | ЦАП – 32 бит / 192 кГц| Габариты, мм – 444,5 x 152,7 x 483 | Масса, кг – 12,7

+ Высочайшее разрешение на всех частотах, огромный динамический диапазон, система играючи справляется с любыми музыкальными жанрами, от джаза и классики до брутального металла

— Нет

Вывод:

Акустические системы Focal Kanta №2 естественным образом привлекли к себе основное внимание в рамках теста, но произошло это, во многом, за счет использования связки источника сигнала и усилителя от McIntosh, которая показала себя с лучшей стороны, дав колонкам возможность проявить все свои сильные стороны. Особенно хорош оказался проигрыватель MCD350 при воспроизведении дисков SACD. Поскольку выделить вклад каждого из компонентов в общее впечатление довольно сложно, скажем лишь, что система получилась сбалансированная и крайне интересная. Правда, это вовсе не означает, что любые из ее «участников» не смогут найти себя в других сочетаниях, однако это уже предмет для отдельной статьи.

Александр Чечелёв