Акустические системы Focal Sopra №3

Этот вопрос, уверен, возникнет у каждого, кому доведется послушать и акустику Utopia, и новые модели Sopra. Как получилось, что вторая сверху серия фактически переигрывает флагманскую по многим параметрам, кроме, разумеется, престижности и цены? Либо руководители Focal не совсем поняли, какой прорыв сделали их инженеры, либо пошли на риск сознательно.

ПРИСУТСТВИЕ ДУХА

Простите, но я не буду описывать этих красавцев, чтобы лишний раз не повторяться. По ссылке на недавний тест напольных Sopra №2 (точные аналоги, только чуть меньшего калибра) вы найдете все технические и прочие подробности. Отличия прослеживаются лишь в объеме корпуса, изготовленного из MDF толщиной почти в семь сантиметров, и низкочастотных динамиках. Вместо18-сантиметровых с диффузорами из так называемого W-сэндвича (композита, состоящего из стекловолокнистых оболочек и вспененного внутреннего слоя) здесь установлены 20-сантиметровые.

Начиная со среднего звена, головки абсолютно идентичны. В полосе 250 — 2200 Гц работает уникальный среднечастотник калибра 165 мм, в котором применяется магнитная система NIC и технология подвеса TMD, снижающие искажения на 70%. Непрост и твитер с 27-миллиметровым инвертированным куполом из легчайшего бериллия. С обратной стороны он нагружен на патентованный «бесконечный» рупор IHL из полиуретановых смол, который создаёт нагрузку обратному излучению и эффективно подавляет резонансные выбросы на частотной характеристике.

Предваряя прослушивание, слегка отвлекусь от темы. Каждый аудиодилер назовет, наверное, с десяток способов и уловок, которыми можно представить дорогостоящую технику в наиболее выгодном свете и склонить клиента к покупке. Самые опытные продавцы-консультанты, например, никогда не включают для прослушивания компоненты, которыми интересуется аудиофил, пока не поймут, какое впечатление ожидает получить клиент. Предлагают чашку кофе, чая или что покрепче, заводят разговоры о любимых исполнителях, восхищаются музыкальным кругозором. И лишь после «зондирования» вкусов наносится удар точно в цель – создается Впечатление.

В полосе 250 — 2200 Гц работает уникальный среднечастотник калибра 165 мм, в котором применяется магнитная система NIC и технология подвеса TMD, снижающие искажения на 70%.

С Sopra все методички по эффективным продажам можно отправлять в топку. Включите на воспроизведение как бы случайно нечто вокальное с громкостью живого человеческого голоса и — сами увидите – покупатель вздрогнет от неожиданного появления в комнате еще одной «поющей» персоны. Весь голосовой диапазон, начиная с самых низких модуляций и завершая высшими сибилянтами, французская акустика передает настолько точно и одушевленно, что даже у подготовленного слушателя это вызывает легкую оторопь. Уместно ли дальше вообще говорить о каких-то технических аспектах звуковоспроизведения: о подкраске, искажениях, нелинейности, балансе и т.д. Технически звук почти безупречен. По крайней мере – для должного первого впечатления.

Лишь после многих часов прослушивания начинаешь замечать какие-то ничтожные сухие призвуки или тональные шероховатости, которые, впрочем, даже не расстраивают. Их воспринимаешь как веснушки на лице, а не как изъяны. Да и не факт, что проявились они по вине колонок. В системе ведь есть еще другие компоненты, а также кабели, розетки, мебель и вибрации, комната с ее отражениями.

Возведенная до неподражаемой степени информативность лично меня в Sopra №3 подкупает больше всего. Это чувствуется везде — на низких и высоких уровнях, в любой области спектра, на резкой атаке или на долгих послезвучиях. В верхней полосе акустика способна на равных соперничать по чистоте и уровню звукового разрешения с планарными системами, но при этом не имеет проблем в среднем диапазоне и уж тем более «кладет на лопатки» в нижнем регистре любые электростаты. Бас органичен и натурален. От головок большего калибра подсознательно ждешь большего размаха и глубины передачи низов, но Sopra предлагает нечто более ценное: скорость, точность и энергетику, которая, будучи выраженной в достаточной степени, никогда не подавляет более тонкие басовые вибрации и их производные, несущие звуковую «сигнатуру» каждого инструмента. Все читается до мельчайших отличий, слухом ловятся самые сложные гармонические структуры. Стыковка полос? Если говорить о НЧ/СЧ, то здесь без замечаний – оно намного органичнее, чем, например, в Sopra №2. А согласование СЧ/ВЧ, в свою очередь, настолько совершенно, что мысль об идеальной однополосной акустике можно окончательно отбросить как утопическую.

Звуковая панорама интересная. Именно панорама, я не оговорился. Она образуется естественной передачей тех пространственно-звуковых составляющих, которые находятся за пределами стереобазы или сбоку и дают представление об акустической атмосфере. Сама же музыкальная сцена может быть достаточно камерной, плотной и даже не слишком глубокой, однако показательно материалистичной. Первый план – и в самом деле первый план! Кажущиеся образы выпуклы, придвинуты к слушателю. Привязки каких-либо отголосков к излучателям нет и в помине, что заметно упрощает инсталляцию. Ведь при поиске оптимальных мест «прописки» колонок в жилой комнате нередко приходится учитывать два плохо совмещающихся критерия – избегать возбуждения стоячих волн в низком регистре и добиваться такого взаимодействия отражений от стен, которые не исказят передачу пространства сцены. С этой акустикой можно сосредоточиться на первом. Сцена все равно будет классной. Меньше или больше, шире или уже – не важно. Вы получите, прежде всего, фокус, при котором спектральные составляющие образа не разбегаются по пространству, а локализуются в именно в том месте, где и находится виртуальный источник.

Весь голосовой диапазон, начиная с самых низких модуляций и завершая высшими сибилянтами, французская акустика передает настолько точно и одушевленно, что даже у подготовленного слушателя это вызывает легкую оторопь.

Кстати, фокусировка не только заметно прибавляет воспроизведению реалистичности. Она помогает нашему слуху различать музыкальные образы даже в тех условиях, когда колонки помещены в сложные акустические условия и к оригинальному прямому звуку прибавляются долго затухающие реверберации, отголоски, эхо… Они спасают звук даже в безнадежно живых и гулких помещениях. А уж в подходящей обстановке вместо воспроизведения остается чистый музыкальный кайф.

Focal Sopra №3

Производитель: Vervent Audio Group (Франция)

Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 33 — 40 000 Гц || Чувствительность: 91,5 (2,83 В/1 м) || Сопротивление: 8 Ом || Минимальное сопротивление: 3,1 Ом || Частоты раздела полос: 250, 2200 Гц || Рекомендуемая мощность усилителя: 40 — 400 Вт || Отделка: черный, белый, оранжевый или красный лак, полированный орех || Габариты с опорами: 402 х 1264 х 595 мм || Масса 1 шт.: 70 кг

В верхней полосе акустика способна на равных соперничать по чистоте и уровню звукового разрешения с планарными системами.

Первый план – и в самом деле первый план! Кажущиеся образы выпуклы, придвинуты к слушателю.