Акустические системы Focal Sopra №2

Все сложные изобретения и инновации входят в нашу жизнь одинаково – сверху вниз. Сначала они обкатываются на самой престижной технике, затем переходят в средний сегмент, а уж потом в массовый. И после триумфа Utopia появление младших моделей было предопределено. Знакомьтесь: Focal Sopra!

ЗОЛОТАЯ МОЛОДЕЖЬ

Аристократы… В этом не возникает сомнений ни в процессе установки еще зачехленных систем весом по 50 килограммов на пристрелянные позиции в комнате прослушивания, ни позже, когда придирчиво осматриваешь их со всех сторон.

Дизайнеры Focal придали новинке фамильное сходство с Utopia — изящно рассекли корпус на функциональные секции, а краснодеревщики из Бургундии воплотили это в совершенной отделке. Sopra в чем-то даже интереснее своих старших сестёр. Сделана она без гигантомании и пафоса, и в компактном исполнении обтекаемые формы воспринимаются иначе – словно вместо пышной церемониальной кареты вам подали современный суперкар. Ассоциацию с которым усиливает лаковое покрытие Electric Orange. Интересно взглянуть живьем и на другие цветовые варианты – эффект будет тот же?

Округлые лицевые части корпуса выточены из плит MDF толщиной почти в семь сантиметров. Выпуклые боковые стенки также оставляют ощущение единого монолита и плавно перетекают в заднюю стенку. Внутри верхней секции имеется диагональный отражатель, за которым помещён звукопоглотитель. В нижней части основной секции спрятаны резонаторы Гельмгольца, предназначенные для рассеивания вертикальных стоячих волн. Остаточные механические вибрации «замыкает» на пол внушительное основание. Оно, между прочим, сделано из стекла – материала, имеющего чрезвычайно высокую скорость распространения звука.

Самый интересный элемент – центральный. Он выполнен из полиуретановых смол, обладающих высокой прочностью наравне с отличными демпфирующими свойствами. Внутри имеется патентованный «бесконечный» рупор IHL, который служит эффективным подавителем звуковых колебаний, создаваемых обратной стороной ВЧ-купола, но без сопротивления его колебаниям. Лишь одно это решение, как уверяют в Focal, позволило на треть снизить искажения, которые у фирменного твитера с 27-миллиметровой вогнутой мембраной из легчайшего бериллия и без того ничтожны.

В компактном исполнении обтекаемые формы воспринимаются иначе – словно вместо пышной церемониальной кареты вам подали современный суперкар.

Все головки для Sopra №2 производятся на фабрике в Сент-Этьене. В басовой полосе работают 18-сантиметровые драйверы с диффузорами из известного нам W-сэндвича. Композит, состоящий из стекловолокнистых оболочек и вспененного внутреннего слоя, сочетает три важных свойства: жесткость, малую удельную массу и высокое внутреннее демпфирование. В них, как и в среднечастотной головке калибра 16,5 см, применяется технология NIC. Магнитные системы сконструированы так, чтобы компенсировались вихревые токи и ЭДС, возникающая при движении звуковой катушки в магнитном поле. Разница между НЧ- и СЧ-головками в материале магнитов — феррит и неодим соответственно.

Среднечастотник примечателен также технологией TMD. На эластичном подвесе сделаны кольцевые утолщения. Вроде мелочь, а влияние на звук существенное, как уверяют разработчики. Это – демпферы масс, которые впервые стали применять в опорах сейсмоустойчивых зданий и подвесках болидов «Формулы 1». Но если в последнем случае старались погасить колебания, ухудшающие контакт колеса с полотном гоночного трека, то TMD в эластичном подвесе нейтрализует его собственный резонанс. Как следствие – снижение искажений на… 70%!

Акустическая школа Focal, впрочем, всегда отличалась предельным вниманием к точности и чистоте воспроизведения среднего диапазона. В Sopra №2 это свойство возведено в абсолютную степень. Когда системы начинают звучать, первое, что отмечаешь – ошеломляющая нейтральность. Звук настолько очищен от каких-либо привнесенных тонов, что слуху какое-то время требуется адаптация: рисунок поначалу воспринимается не слишком щедрым на тембры, а сам процесс воспроизведения даже не кажется таковым. Но когда наконец-то заставляешь себя переключиться с анализа звука на его естественное восприятие, с головой проваливаешься в другую культурную реальность! К слову, точно такой же эффект порождали и лучшие образцы «Утопий», но им для этого требовалось безупречное усиление, бескомпромиссные источники, исключительные по качеству кабели, рафинированное питание… С компонентами среднего уровня флагманы Focal общего языка не находили никогда. А Sopra, оказывается, гораздо дипломатичнее!

Верхний регистр можно описать теми же словами. Поначалу он кажется суховатым, но это ошибочное ощущение рождается от его непривычной чистоты и сверхдетальности. Можно посетовать на недостаточную мелодичность металлических звонких составляющих (причину надо искать в системной комбинации), но согласованность со средним регистром и способность передавать атмосферу у топовых фокаловских твитеров феноменальная. Это – факт.

Магнитные системы сконструированы так, чтобы компенсировались вихревые токи и ЭДС, возникающая при движении звуковой катушки в магнитном поле.

В оценке нижней полосы все получилось с точностью наоборот. Сначала показалось, что бас очень линеен в своей верхней части, хорошо структурирован в основной области и наделен мощной энергетикой на самых низких частотах. Но такие отметки в своем блокноте я делал, пока слушал классическую или акустическую музыку. Джаз посеял первые сомнения. Все богатство низких гармоник на лицо, но басы будто перестали успевать – системе банально не хватало скоростных качеств. На рок-музыке ждешь угарного драйва, хулиганского баса и наэлектризованной энергетики в вокале, а всё это подаётся с налётом аристократической изысканности. Но иногда академичная трактовка идет на пользу: в хрипоте электронно-акустических композиций Тома Уйэтса, большого любителя экспериментировать с аранжировками, внезапно прорвался дух выразительных театральных постановок!

Конечно, характер баса прежде всего зависит от акустики помещения и других компонентов системы. В нашем случае спокойный и бархатный по звуковой сигнатуре интегральный McIntosh гармонично вписался в звуковую сигнатуру Focal. Тем не менее, если вы хотите больше энергетики, придется потрудиться с выбором оконечника и кабелей.

И, поверьте, Sopra того стоит. Она умеет ускорять ход времени! Обычно процесс субъективной оценки акустики сводится к беглому прослушиванию не менее полсотни хорошо изученных музыкальных программ разных жанров, но тут желание нажимать на кнопку перехода к следующему треку подавляется на корню. А все потому, что Sopra каждый раз переносит слушателя в пространство такой непостижимой глубины и образности, что его не хочется покидать. Где каждый следующий трек – это новый виртуальный мир со своим «ландшафтом», «воздухом» и музицирующими обитателями. Я не случайно опустил все оценки пространственных характеристик. Толковать об эшелонировании, пространственной ширине, привязке и всем прочем есть смысл лишь в том случае, когда с этим есть проблемы. А здесь их нет и в помине.

Но замечу напоследок, что акустика крайне чувствительна к ширине стереобазы. Экспериментируйте, ищите ее с точностью до сантиметра, и вы найдете портал для выхода в параллельное пространство прямо из своего домашнего кресла.

Когда наконец-то заставляешь себя переключиться с анализа звука на его естественное восприятие, с головой проваливаешься в другую культурную реальность!

Focal Sopra №2
Производитель: Vervent Audio Group (Франция)

Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 34 — 40 000 Гц || Чувствительность: 91 (2,83 В/1 м) || Сопротивление номинальное/ минимальное : 8/3,1 Ом || Частоты раздела полос: 250, 2200 Гц || Рекомендуемая мощность усилителя: 40 — 300 Вт || Отделка: черный, белый, оранжевый или красный лак, полированный орех || Габариты с опорами: 358 х 1190 х 540 мм || Масса: 55 кг